09-06-15 / 2015
Новости отрасли
Обновление подвижного состава ППЖТ

В 2016 году после вступления в силу технического регламента Таможенного союза о железнодорожном подвижном составе собственникам, вероятнее всего, придется обновлять значительную часть промышленного транспорта. (подробности online)

Однако значительная часть предприятий не готова это сделать, поскольку не видят стимулов для модернизации.

Между тем, уровень износа парка коммерческих промышленных тепловозов составляет около 90%, сообщил заместитель генерального директора по сбыту и работе с органами власти ОАО "Синара - Транспортные машины", вице-президент НП "ОПЖТ" Антон Зубихин. Он пояснил, что на 2014 год парк маневровых тепловозов промышленных предприятий составляет около 5800 единиц. Их износ - более 90%. Можно считать, что они уже вышли за пределы сроков эксплуатации.

Для обновления промышленной тяги нужна поддержка государства и здесь, по словам А. Зубихина, Минпромторг России может предоставить поддержку по двум направлениям.

Первое - субсидирование процентной ставки по лизингу при закупках тепловозов промышленными предприятиями и операторами. Такая форма эффективно применяется в сельскохозяйственном машиностроении.

Кроме того, согласно постановлению правительства РФ № 214 от 12.03.2015 г. из федерального бюджета организациям промышленности предоставляются субсидии для возмещения части затрат, понесенных в 2015 году на уплату процентов по кредитам на пополнение оборотных средств и (или) на финансирование текущей производственной деятельности. Применение положений этого документа можно было бы расширить и на промышленный железнодорожный транспорт.

Второе возможное направление господдержки - предоставление утилизационной премии при списании старых локомотивов с последующим приобретением новых, как это делается в автомобилестроении.

Наконец, в 2015 году на государственном уровне был принят план мероприятий по импортозамещению в отрасли транспортного машиностроения. Здесь также можно было бы учесть интересы заводов, выпускающих технику для коммерческих локомотивов.

"Работа с промышленными компаниями ведется достаточно активно, мы уже подписали соглашение с ассоциацией "Промжелдортранс" и на площадке ОПЖТ будем эту задачу решать", - сказал он.

По данным экспертов, в структуре парка маневровых тепловозов 87% приходится на тепловозы серий ЧМЭ3 различных модификаций и ТЭМ2. И именно износ машин этих серий наибольший - он как раз и достигает 90%. Напомним, что тяговый состав серии ЧМЭ3 поставлялся в Россию в 1963 - 1991 гг., а ТЭМ2 - соответственно в 1960 - 1995 гг. Высоким является и износ по ряду других серий локомотивов, включая ТЭМ18, ТЭМ7, ТГМ4 и ТГМ6. Нормативный срок службы подобных машин оценивается в 32 года. Однако предприятия коммерческого рынка продлевают срок службы локомотивов. И на практике на путях необщего пользования тепловозы эксплуатируют по 40 - 50 лет.

Таким образом, ключевым инструментом поддержания технического состояния парка является проведение комплексных мероприятий по капитальному ремонту с продлением срока эксплуатации техники, а также разработка модернизированных моделей на базе техники серии ЧМЭ3 и ТЭМ2. Решение

данной задачи в определенной степени обеспечивают ОАО "Желдорреммаш" и ряд частных ремонтных депо. Во многих случаях предприятия вынуждены к ним обращаться из-за ограниченных возможностей предприятий для закупок новых коммерческих тепловозов.

Вместе с тем, критическое старение и неудовлетворительное техническое состояние парка маневровых локомотивов стало основным фактором его низкой эксплуатационной эффективности.

В то же время очевидно: проблема обновления парка не может быть разрешена без разработки новых моделей. Такие попытки предпринимались неоднократно. Но пока они не находили массового спроса.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру09.06.2015