В течение 2024-го года по восточной ветке международного транспортного коридора "Север-Юг", которая ведет к Ирану через территорию Казахстана и Туркменистана, было перевезено от 1,8 млн. до 2 млн. тонн грузов, что приблизительно в 3 раза больше, чем в 2023-м году. Такие цифры озвучил посол Ирана в России Казем Джалали. При этом две другие ветки пока отличаются меньшим развитием: для центрального маршрута через акваторию Каспийского моря не хватает грузовых судов, для западного – железнодорожного участка "Решт-Астара", который соединит между собой Иран и Азербайджан. Последний рассчитывают запустить только к 2028-му году.
"В 2024-м году по восточной сухопутной ветке коридора "Север-Юг", которая идет из Ирана в Россию по территории Казахстана и Туркменистана, по предварительным оценкам, было перевезено от 1,8 млн. до 2 млн. тонн грузов", – отметил Казем Джалали.
При этом он уточнил, что в 2023-м году грузооборот на маршруте составил 650 тыс. тонн, то есть приблизительно в 3 раза меньше, однако в целом пропускная способность восточной ветки достигает 15 млн. тонн.
Транспортный коридор "Север-Юг"
Соглашение о создании международного транспортного коридора "Север-Юг" было подписано между Россией, Ираном и Индией еще в 2000-м году. Изначально предполагалось, что новый логистический путь станет альтернативой маршруту через Суэцкий канал для доставки индийских товаров в Европу, однако на самом деле до недавнего времени он не столь активно использовался.
Приоритетное внимание транспортный коридор получил после 2022-го года, когда в условиях санкционных ограничений и переориентации логистики Россия искала новые маршруты, обеспечивающие ей выход на страны Азии и Ближнего Востока и др. т.н. "дружественные" государства.
Та часть международного транспортного коридора, которая соединяет Россию и Иран, имеет три основные ветки: восточную, западную и центральную.
Восточная ветка, которая проходит через Казахстан и Туркменистан, на данный момент является наиболее развитой. По крайней мере, она отличается полноценным железнодорожным сообщением, что позволяет использовать маршрут для перевозки значительных объемов сырья и товаров.
Тем более что администрациями железных дорог трех стран на маршруте введены специальные скидки. Так, например, "РЖД" дают скидку в 20% на контейнерные перевозки через российско-казахстанские пограничные переходы и через переход "Болашак/Серхетяка" между Казахстаном и Туркменистаном, "Казахстанские железные дороги" – 40% (на доставку всех видов грузов, за исключением зерна, продуктов перемола и нефтепродуктов), а в Туркменистане – от 40-50% в зависимости от того, происходит ли перегрузка на станции "Серахс" или нет.
Что касается центральной ветки транспортного коридора, которая проходит непосредственно через акваторию Каспийского моря, то ее развитие ограничено в том числе недостаточным количеством грузовых судов.
Как отметил Казем Джалали, Россия и Иран должны нарастить темпы строительства торгового флота.
В свою очередь, западная ветка, пролегающая через территорию Азербайджана, нуждается в прокладке железнодорожного участка "Решт-Астара", который должен соединить между собой Иран и Азербайджан. Из-за его отсутствия грузы сейчас на маршруте перевозят либо исключительно автомобильным транспортом, либо по железной дороге довозят до границы Азербайджана с Ираном, откуда, опять-таки, развозят автомобильным транспортом.
Кредитная линия для строительства участка "Решт-Астара" уже открыта, ввести его в эксплуатацию должны к концу 2027-го года.
Однако еще до запуска полноценного железнодорожного сообщения Россия рассчитывает постепенно наращивать грузовую базу на маршруте, чтобы уже сразу к 2028-му году западная ветка транспортного коридора "Север-Юг" была обеспечена грузовой базой. С этой целью в конце прошлого года было заключено соглашение с Азербайджаном, в соответствии с которым Россия гарантирует определенный объем грузов для перевозки, а Азербайджан – модернизацию железнодорожной инфраструктуры.
Одновременно для развития транспортного коридора "Север-Юг" в России реконструируют пропускные пункты в створе маршрута, в разы повышая их провозные мощности.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Единый транспортный | 14.01.2025 |