Низкое качество литых деталей тележек и выпускаемой вагоностроительными заводами продукции — проблема, напрямую влияющая на безопасность движения поездов. Начало 2011 года стало беспрецедентным по количеству изломов литых деталей грузовых вагонов на сети железных дорог ОАО "РЖД": допущено 13 случаев, в том числе 12 случаев изломов боковых рам и 1 - надрессорной балки. В 10 случаях это привело к сходу подвижного состава, в двух — к крушению поезда, и только в одном обошлось без схода вагона.
Все изломавшиеся в текущем году боковые рамы изготовлены в 2007-2010 годах, более трети из них — это продукция, произведенная в 2010 году ОАО "Алтайвагон" и ЗАО "АзовЭлектроСталь". Так, 30 января 2011 года на ст. "Тюльма" Куйбышевской железной дороги из-за излома боковой рамы тележки, произведенной в 2010 году Рубцовским филиалом ОАО "Алтайвагон", произошло крушение 17 грузовых вагонов. К тем же последствиям – крушению 17 вагонов — привел излом боковой рамы у вагона собственности ОАО "ВГК" 22 февраля 2011 года на перегоне Уфимка — Зюрзя Горьковской железной дороги. Литая деталь была выпущена в 2007 году на ОАО "НПК Уралвагонзавод". Еще один случай излома боковой рамы производства 2009 года ЗАО "АзовЭлектроСталь" произошел 11 марта 2011 года на станции "Свободный" Забайкальской железной дороги. Он привел к сходу 12 вагонов.
Отметим, что за каждым подобным случаем стоит реальная угроза не только сопутствующему подвижному составу и инфраструктуре, но и жизни пассажиров, следующих в поездах по соседним путям.
Наиболее частая причина отказов рам и балок в эксплуатации — образование и развитие усталостных трещин в местах расположения литейных дефектов. На сегодняшний день предприятия-изготовители литых деталей тележек грузовых вагонов уверенно движутся по пути совершенствования технологии их изготовления. Однако инспекционные проверки выявляют одни и те же повторяющиеся случаи нарушения технологической дисциплины. Так, в частности, безответственно сокращается продолжительность наиболее важного периода при выплавке стали в электродуговых печах – восстановительного, основной задачей которого является удаление кислорода из металла. Кроме того, имеют место случаи несоблюдения температурного режима заливки форм. При этом контроль последствий таких отклонений от технологического процесса на заводах отсутствует.
| Источник | Дата | Наименование материала |
|---|---|---|
| РЖД.ru | 21.03.11 | ОАО "РЖД" выражает обеспокоенность в связи с участившимися случаями изломов литых деталей тележек грузовых вагонов |