Летом крупнейший в РФ перевозчик нефтеналивных грузов «Трансойл» заявил о намерении выкупить 100% акций оператора "Нефтетранспорт". Ранее еще ряд компаний объявил об объединении: в конце 2013 года УК "Рэйлтрансхолдинг" приобрела лизинговую компанию "3Р", в 2012 году железнодорожный оператор "Глобалтранс" купил "Металлоинвесттранс", транспортную "дочку" "Металлоинвеста", а группа "Нефтетранссервис" —операторов "Транс-М" и "Евраз-Транс".
Такой процесс консолидации активов вполне ожидаем для железнодорожной отрасли. Как правило, через 20—25 лет после возникновения рынка 5—10 крупных игроков занимают до 80% его доли. За 10 лет, прошедшие с момента демонополизации российской железнодорожной отрасли, 10 крупнейших операторов владеют 60% парка вагонов и осуществляют 70% отправокгрузов.
Дополнительным фактором, ускоряющим консолидацию, стало увеличение парка вагонов РФ при снижении объемов перевозок. Транспортные компании стремятся обезопасить свою деятельность, обеспечив себя стабильной грузовой базой.
Следующий этап процесса консолидации — стадия так называемой оптимизации, на которой компании избавляются от активов, выходящих за рамки основной специализации. Стратегия игроков изменится, поскольку в процессе поглощения конкурентов на первое место выходит экономическая выгода, а не захват доли рынка.
В течение ближайших 3—5 лет российский рынок может ожидать ряд новых сделок по слиянию и поглощению с участием крупных компаний, после этого "шорт-лист" лидеров рынка будет сформирован и попасть в него будет уже крайне сложно.
| Источник | Дата | Наименование материала |
|---|---|---|
| Гудок (gudok.ru) | 16.09.2014 |