Зададимся вопросом: какой вклад в доходы РЖД вносят порожние пробеги грузовых вагонов? Для ответа на этот вопрос есть два показателя, которые показывают этот вклад. Первый – это доля доходов от перевозок порожних вагонов в доходах от грузовых перевозок, а второй – доля в доходах от перевозок грузов. Названия похожи, но эти два показателя не тождественны.
Доходы от грузовых перевозок включают в себя доходы от собственно перевозок грузов (угля, нефти, цемента и т. д.) и доходы от пробега порожних вагонов (так называемый груз на своих осях). Первый показатель позволяет понять, каков вклад доходов от порожнего пробега в доходах от всех перевозок, отнесенных к грузовым (то есть к сумме доходов от перевезенных грузов (всех родов) и доходов от перевозок порожних вагонов (так называемый груз на своих осях). Этот показатель на горизонте 7 последних лет (2018-2024 гг.) в среднем составляет 23% (колеблясь от 21,9 до 24%). Иначе говоря, 23% всех своих доходов от грузовых перевозок ОАО "РЖД" получает не от перевозимых грузов, а от передислокации порожних вагонов. Второй показатель, который мы можем измерить, это отношение доходов от порожнего пробега вагонов к доходам от перевозок грузов. Этот показатель полезен для другой аналитической задачи – если мы хотим узнать сравнительную доходность порожних пробегов с доходностью отдельных грузов.
Этот второй показатель в среднем за те же 7 лет составил 29,9% (колеблясь в диапазоне между 28 и 31,6%), и с его помощью мы можем сравнивать доходы, которые приносит РЖД деятельность по перевозке отдельных грузов, или, иначе говоря, вклад отдельных грузов в доходы с вкладом порожнего пробега.
Например, перевозки каменного угля приносят РЖД в среднем за тот же период (с 2018 по 2024 год) 20,8% (в разные годы от 19,7 до 22,3%), то есть перевозка всех порожних вагонов приносит ОАО "РЖД" доходов в 1,4 раза больше, чем перевозка всего каменного угля. Или другой пример: доходы от всех контейнерных перевозок составили в среднем за эти 7 лет почти 11,8% от всех доходов от грузовых перевозок (11,8% – это средняя величина, так-то за эти 7 лет она выросла почти в 2 раза). Таким образом, доходы от порожнего пробега принесли ОАО "РЖД" доходов в 2,5 раза больше, чем доходы от перевозок контейнеров. О чем говорят эти данные? О том, что тезис, иногда озвучиваемый РЖД, "мы на порожнем пробеге не зарабатываем" в некотором роде является лукавством. Доходы от порожнего пробега грузовых вагонов могут превышать доходы от перевозки отдельных родов груза. Как видно из приведенных данных (в качестве отдельных примеров), перевозки порожних вагонов приносят ОАО "РЖД" больше дохода, чем такой массовый груз, как уголь, и такой высокодоходный груз, как контейнеры. Фарид Хусаинов, к. э. н., эксперт Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ Полную версию статьи с диаграммами читайте на сайте журнала "РЖД-Партнер" в разделе "Колонка эксперта".
| Источник | Дата | Наименование материала |
|---|---|---|
| РЖД-Партнер | 05.12.2025 |