20-08-25 / 2025
Новости отрасли
О чем болит голова у рефоператора?

Скоропорт едет по сети РЖД гораздо лучше многих других грузов, но все же и у него имеется ряд трудностей, решить которые не помогает пока даже тесный контакт с холдингом ОАО "РЖД" в рамках рабочей группы. Подробнее о ситуации рассказывает директор по развитию ООО "Полярная звезда" и член совета АСОРПС Антон Востриков.

Перевозки скоропорта сегодня Скоропорт имеет очень высокий приоритет, это очередь Е2 в перевозке грузов по ПНД. Выше нас только грузы, чья приоритетность определена указами президента РФ, субсидируется правительством, и те, что нужны для ликвидации чрезвычайных ситуаций. По нашему мнению, при такой расстановке ГУ-12 должны согласовываться в первую очередь. Надо отдать должное, что процент согласований высокий, но случаи несогласований для нас ощутимы. На рабочей группе с ОАО "РЖД" мы уже около полутора лет обсуждаем историю, когда ГУ-12 по непонятным нам причинам не согласовываются, но при этом согласовываются по аналогичным маршрутам ГУ-12 на генеральные грузы в универсальных контейнерах. Ведем работу, но обратной связи о сбоях в работе ДМЗИ не получаем.

Вторая история – наряд-заказы. Как ожидалось, наряд-заказы на контейнерные поезда, состоящие целиком из рефконтейнеров со скоропортом, будут согласовываться в первую очередь, мы год бились за это. На последней рабочей группе выяснилась логика РЖД: продукты питания имеют 2-ю очередь, но наряд-заказы распределяются только на контейнерные поезда, а контейнерный поезд – это дополнительная услуга. Поэтому при желании ехать в контейнерном поезде мы сразу опускаем ся до 8-й очереди. Чтобы получить ответ на вопрос о том, как так получается, нам предложили обратиться в Минтранс РФ. Сейчас мы ждем этого ответа. Пока приоритета по наряд-заказам рефоператоры не имеют, наши поезда не обеспечены их необходимым количеством, предлагаются повагонные отправки.

Есть также проблема с тем, что сотрудники ТЦФТО, АФТО (Агентства фирменного транспортного обслуживания – структурные подразделения ТЦФТО. – Прим. ред.) вообще не видят скоропорт в рефконтейнерах. Для них это просто фитинг. Соответственно, каждый рефконтейнер приходится "подсвечивать" отдельно, чтобы его согласовали и приняли к перевозке. Что касается движения, то начали "подсвечивать" в "ГИД УралВНИИЖТ" (автоматизированная система ведения и анализа графика исполненного движения. – Прим. ред.) все рефконтейнеры, даже одиночные рефвагоны. И это работает – скоропорт видят.

Бросания поездов для нас – также тяжелая история. Хотя рефрижераторные поезда бросались всего один или два раза. Это очень хороший показатель. Но повагонные отправки бросаются часто, здесь ЦД ничего сделать не может.

Если говорить о том, чего удалось добиться, – это запрет на введение 75 адреса для скоропорта.

Хуже обстоит ситуация, когда нужно отправить "грузовой экспресс".

Здесь происходит так: одни сотрудники согласовывают "грузовой экспресс", а в соседнем отделе не согласовывают. И наоборот – согласован СКПП, но нет "грузового экспресса". СКПП должен согласовываться в приоритете, это то, чего мы ожидаем на основании ПНД. Но получается еще и так, что одни дороги работают по СКПП, а другие нет. Здесь никаких правил нет.

Чего удалось добиться Мы сравниваем нашу ситуацию с тем, что происходит с другими грузами, и можем сказать, что у нас все не так уж и плохо, остается необходимость только в некоторых доработках.

Результаты работы за последние месяцы: мы убрали шахматку на порожний изотермический подвижной состав. Такого подвижного состава немного, поэтому ЦД быстро пошло нам на встречу.

Важная история с ДМЗИ: раньше мы грузили мясо и курицу в один контейнер, оформляли сборным грузом, а ДМЗИ этого не видела. Из-за этого мы оказывались сразу в 9-й очереди. Сейчас ТЦФТО эту проблему разрешил: сборные грузы, если там только продукты, попадают в 2-ю очередь. Также мы отнесли дизель-генераторные контейнеры к 2-й очереди. Это тоже очень важно, так как раньше при оформлении рефсцепа сталкивались с тем, что контейнер нам оформляли, а дизель-генератор нет. Сейчас это нормировали.

Что нужно доработать Необходимо согласование ГУ-12 в даты, которые мы заявляем, а не так, как это предлагает перевозчик. Предположим, мы хотим отправить рефсцеп – 12 контейнеров с дизель-генератором – в пятницу. А в ГУ-12 раскидывают эту перевозку по несколько контейнеров в разные дни. Но такое разделение невозможно – у рефсцепов один дизель-генератор, это одна нераздельная единица.

Второе из списка того, что нужно доработать, – выделение нарядзаказов.

Когда по Московскому узлу дают пять наряд-заказов на всех реф операторов, а мы готовы везти в разы больше, приходится просто отказываться от перевозки скоропорта. Хотя это самый высоко доходный груз для РЖД. Хотелось бы, чтобы смотрели не только на тонно-км, но и на тарифы при принятии решений.

Также хотелось бы, чтобы при текущем уровне цифровизации в РЖД могли бы объявлять даты нарядзаказов и ГУ-12 не в последний день месяца, а заранее, хотя бы числа 25-го. Заявки в основной план поданы 15-го, зачем ждать до конца месяца, когда ДМЗИ может все рассчитать уже 20-го? Хранение одного реф контейнера на терминале стоит 3-5 тыс. рублей. А что такое нагрузить полный поезд к первым числам месяца и получить первый нарядзаказ на 10-е число? Это сразу убыток в 2-3 млн с одного поезда (без учета замороженных средств в товаре). Но бывает и наоборот: последний наряд-заказ был на 30-е число, а следующий дают на 2-е, тогда ты физически не успеваешь набрать груз или разделить его на 2 состава, чтобы этот наряд-заказ не сгорел.

Также нам необходимо добиться определенности по контейнерным поездам. Не на каждом направлении можно отправить 100% рефконтейнеров: например, невозможно уехать из Новосибирска в Якутию с 100% рефов, там все равно будут универсальные контейнеры в составе контейнерного поезда. Мы уже 2 года ведем работу и с ЦФТО выясняем, что же такое рефконтейнерный поезд, когда ему нужно давать приоритет, а когда – рассматривать на общих основаниях.

Последний вопрос – решение проблемы с "грузовыми экспрессами". Для нашего сегмента это очень актуально: "грузовые экспрессы" дают возможность быст ро уезжать, проезжать полстраны с большой скоростью по нитке графика.

Но, к сожалению, РЖД "грузовые экспрессы" за последний год сократили: нитки графика идут с 71 условным вагоном, больше/меньше нельзя, то есть цепляться нам не к чему. Мы добились того, что по одной из дорог нам все-таки дали разрешение грузить контейнерный поезд плюс "грузовой экспресс". Но при этом пока не работает согласование с СКПП, но думаю, что и это решим и спроецируем на остальные дороги.

Когда по Московскому узлу дают пять наряд-заказов на всех рефоператоров, а мы готовы везти в разы больше, приходится просто отказываться от перевозки скоропорта. Хотя это самый высокодоходный груз для РЖД Продукты питания имеют 2-ю очередь, но наряд-заказы распределяются только на контейнерные поезда, а контейнерный поезд – это дополнительная услуга. Поэтому при желании ехать в контейнерном поезде мы сразу опускаемся до 8-й очереди

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер20.08.2025