13-07-25 / 2025
Новости отрасли
Нужный алгоритм

Избыток вагонного парка на сети РЖД негативно влияет на перевозочный процесс. Одним из способов решения данного вопроса является уменьшение количества порожнего подвижного состава на путях общего пользования.

В начале мая вступили в силу поправки в приказ № 105 Минтранса России. Теперь, согласно нововведениям, перечень критериев, по которым компания-перевозчик может отказать в согласовании запроса-уведомления на перевозку порожнего грузового вагона, стал шире. Главная цель этих изменений – оптимизация порожнего пробега для повышения эффективности перевозок. При этом сокращение порожнего пробега вагонов позволит грузоотправителям уменьшить затраты на оплату подсыла порожнего вагона.

В частности, к списку оснований для отказа в перевозке порожнего вагона добавилось наличие на указанной в заявке ГУ-12 станции отправления груза у грузоотправителя порожних вагонов, которые временно размещены на его путях необщего пользования, и возможность использования порожних вагонов после выгрузки (сдвоенные операции).

Также в перевозке будет отказано, если на станции отправления груза у грузоотправителя есть вагоны, не предъявленные к погрузке или предназначенные для погрузки по заявкам ГУ-12 с истекщим сроком действия.

Принятые поправки позволят рационально использовать инфраструктуру железнодорожного транспорта общего пользования и тяговый подвижной состав, исключить встречные пробеги однотипных порожних вагонов. Кроме того, порожние вагоны, находящиеся на станции погрузки груза, будут максимально использованы под погрузку.

Проблема избыточного парка порожних вагонов, находящихся на сети РЖД, в последнее время является одной из наиболее острых. Основным решением данной проблемы является отставление порожнего состава, не востребованного в перевозочном процессе. Так, с октября 2024 года, когда ОАО "РЖД" приступило к этой работе, отставлено более 190 тыс. порожних вагонов, из которых 134 тыс. отправлены на пути необщего пользования, порядка 40 тыс. находятся на путях общего пользования на длительном отстое, еще более 15 тыс. вагонов перемещены с припортовых железнодорожных путей.


 

Источник Дата Наименование материала

Транспортно-логистический вестник РЖД

13.07.2025