Сергей Шарапов, заместитель генерального директора АО "Институт экономики и развития транспорта" (ИЭРТ ОАО "РЖД"). – Сергей Николаевич, какая задача стоит перед ОАО "РЖД" по повышению эффективности путевого комплекса?
– Комплексная программа повышения эффективности эксплуатации и применения инновационных технологий при техническом обслуживании железнодорожного пути с поэтапным переходом на малообслуживаемые конструкции пути предусматривает к 2020 году увеличение ресурса пути до 1,5 млрд тонн груза брутто, а к 2030 году – до 2,5 млрд тонн со снижением стоимости жизненного цикла. При сегодняшней среднесетевой норме периодичности реконструкции, капитальных ремонтов на новых материалах в 700 млн тонн груза брутто становится очевидной сложность задачи. Поэтому тут нужен комплексный подход. Верхнее строение пути, земляное полотно и искусственные сооружения должны иметь "согласованные" между собой технические параметры.
– Что делает ИЭРТ для решения проблемы?
– Институт завершил очередной этап работы, связанной с методикой классификации и специализации железнодорожных линий, и разработал укрупненные единичные расценки (УЕНтс) на эксплуатацию путей различных классов. Это поможет оптимизировать затраты на ремонты и обслуживание, снизить стоимость жизненного цикла инфраструктуры.
Работа заключалась в том, чтобы по разработанным критериям определить не только загруженность железнодорожных линий сети, но и специализацию каждой из них. На основе анализа прошлого опыта мы нашли такие критерии классификации. Ими стали приведенная грузонапряженность и техническая скорость движения поездов. В зависимости от этих двух основных, а также ряда дополнительных критериев определены по-новому не только пять классов, но и впервые введена специализация линий. Например, особо грузонапряженная линия, линия с тяжеловесным движением, линия с преимущественно пассажирским движением, скоростная и так далее.
После разработки и утверждения классификации и специализации появилась возможность дифференцировать существующие отраслевые нормативы так, чтобы больше средств на эксплуатационные расходы можно было направлять на наиболее загруженные линии, а на малоинтенсивные – меньше.
– И какой расчетный финансовый эффект для ОАО "РЖД" может принести оптимизация эксплуатационной работы по вашей методике?
– Эффект от новой классификации и связанных с ней изменений может составить от 6–8 млрд до 20 млрд руб. в год. Разница зависит от того, какие согласуют и утвердят технические нормативы. От них зависит расход материальных ресурсов на один километр пути и эксплуатационные расходы.
| Источник | Дата | Наименование материала |
|---|---|---|
| Гудок | 20.03.2018 |