Оценки перспектив контейнерного рынка на 2026 год расходятся. Часть экспертов полагает, что по объемам сегмент будет близок к уровню 2025 года. Другие ожидают умеренного роста, тогда как третьи связывают восстановление скорее с последующими периодами. Ситуация в отрасли остается сложной: в текущем году контейнерные перевозки продолжают находиться под давлением. Для операторов это выражается в снижении выручки и дополнительном давлении со стороны растущего профицита подвижного состава. Причины – комплексные.
Без ожиданий
Ряд экспертов заявили о росте, однако заметили: рост произойдет в пределах статистической погрешности. Динамика спроса станет более заметной, если в 2026 году будут приняты определенные политические решения. Это подстегнет рост рынка производства и, как следствие, контейнерной перевозки.
"Четвертый квартал 2025 года немного скорректирует сегодняшнее падение и по итогам года мы увидим минус 3,5% к уровню прошлого года, – отметил Виктор Марков, директор ПАО "ТрансКонтейнер". – А если [политическая] трудность не будет преодолена, то хорошо, если в 2026 году удастся выйти хотя бы уровень 2024-го – прирасти ориентировочно на 3-4%. И то, скорее всего, прирост начнется со второго полугодия".
"Действительно, [на контейнерный рынок влияет] много факторов: и геополитика, и экономика. Но на мой взгляд, главная проблема – разрыв между экспортом и импортом, который не позволяет стабильно заниматься перевозками. Если произойдет чудо и в геополитике что-то изменится, мы сможем рассчитывать на рост. Но в принципе, все останется как в 2025-м", – прокомментировал Амиран Лагвилава, советник по развитию FESCO.
На перевозки могут повлиять как ожидания, так и неожиданности, и давать прогнозы в условиях неопределенности – дело неблагодарное, считает Александр Чевелюк, генеральный директор ООО "ТРАНЗИТ": "В 2026 году, если не вступят в силу факторы, которые сегодня не можем предсказать, вроде новых федеральных программ, проведения чемпионата мира в России, рассчитывать, что объем контейнерных перевозок возрастет, достаточно сложно. Много факторов может на это повлиять. В импорте ожиданий [относительно роста] нет, в экспорте многое зависит от потребления и того, что будет происходить на мировом рынке, от курса доллара и так далее. Полагаю, в 2026-м будет плюс-минус как в 2025-м с некоторой поправкой", – пояснил эксперт.
Сдержанный оптимизм
Многое зависит от ставок на перевозки. По мнению Сергея Авсейкова, исполнительного директора Евразийского Союза участников железнодорожных грузовых перевозок, к концу 2025 года ставки немного подрастут, но существенного их восстановления стоит ожидать только к середине следующего года.
"У меня больше надежды, что объемы рынка восстановятся, рост будет, однако [убежден], что несущественный – до 5%. Надеюсь, что 2026 год принесет восстановление инвестиционной активности, Центробанк даст нам такую возможность".
Об умеренном росте заявил и генеральный секретарь Международного Координационного совета по трансъевразийским перевозкам Михаил Гончаров. Однако для того, чтобы удержаться на плаву, посоветовал помнить про "черных лебедей" и дал советы бизнесу – что необходимо сделать сейчас, чтобы удержаться на плаву.
Однако в будущее игроки рынка все же смотрят с некоторым оптимизмом. Так, генеральный директор АО "РЖД Бизнес Актив" Вячеслав Сараев напомнил, что в пандемийные времена положение рынка казалось ужасным. Сейчас же этот период вспоминается с ностальгией. Он также предположил, в чем бизнес сможет найти наиболее перспективные точки роста.
"Пройдет немного времени, и мы 2025 год будем вспоминать с ностальгией – как было хорошо. Вопрос отношения к ситуации. Да, год нестандартный, но это как раз заставляет думать, искать новые возможности и варианты. На традиционных направлениях, где мы оперируем, прироста не будет. Но по новым направлениям, новым видам груза, новым точкам контейнеризации или точкам инфраструктуры логистики рост произойдет, и будет значительным. Да, в общем объеме контейнерных перевозок их доля будет невысокая, но именно по этим сегментам, на мой взгляд, рост сам по себе будет существенным. Поэтому мы вместе должны заниматься развитием этих направлений", – Станислав Станкевич, исполнительный директор ООО "Транс Синергия", в своих прогнозах относительно объема прироста рынка был наиболее оптимистичен. По его мнению, каждое падение контейнерного сегмента в последующих периодах отыгрывалось сторицей. И может 2026 год действительно прирастет менее чем на 5%, зато дальнейшие периоды будут сопровождаться мощным подъемом.
"Любое падение контейнерного рынка – на следующий, а максимум через год – отыгрывается двукратным ростом. Таков 25-летний бэкграунд российского контейнерного рынка. Сложно говорить именно про 2026 год, я бы сказал, что [рынок прибавит] 2-3%. А вот 2026 плюс 2027 годы точно [дадут нам рост контейнерного рынка] +15%", – пояснил С. Станкевич.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер |
30.09.2025 |