06-11-25 / 2025
Новости отрасли
Норма о дополнительном согласовании заявок – это избыточное административное регулирование

Проект закона о внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта РФ", который размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов, предусматривает обязательное согласование заявок на перевозку и любых изменений в них с владельцем вагонов (оператором железнодорожного подвижного состава).

Но дело в том, что процедура согласования заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом, а также внесение в них изменений уже регулируется национальным российским законодательством, Уставом железнодорожного транспорта РФ, Правилами перевозки груза по железной дороге, а также договорами между грузоотправителями, перевозчиком и железнодорожными операторами.

В указанных договорах и нормативных документах и актах уже предусмотрены механизмы ответственности за несогласованную отгрузку по направлениям, и это позволяет эффективно решать возникающие споры без дополнительного административного вмешательства.

Предлагаемая норма, обязывающая проводить дополнительное согласование заявок с владельцем подвижного состава – это избыточное административное регулирование.

Системных проблем она не решит, но с высокой вероятностью создаст новые риски, усугубив зарегулированность отрасли.

На практике это приведет к росту нагрузки на грузоотправителей, снижению гибкости и усилению оттока грузов с железной дороги, особенно на фоне отсутствия улучшений в тарифах и сервисе.

Кроме того, такая норма создает почву для манипуляций. Операторы получат легальную возможность избирательно согласовывать выгодные заявки. Грузоотправители вполне могут оказаться в заложниках такой ситуации.

К сожалению, эта норма может спровоцировать сговоры и раздувание количества так называемых инфлированных заявок между лояльными партнерами, искажая реальную картину спроса. В конечном счете, нововведение станет источником новых споров и судебных разбирательств.


 

Источник Дата Наименование материала

РЖД-Партнер

06.11.2025