Грузы, требующие особого температурного режима, принимаются ОАО "РЖД" с большим опозданием от согласованных им же дат, об этом еще в апреле Ассоциация организаций продуктового сектора (АСОРПС) уведомила правительство России. Как сообщила пресс-служба ассоциации, решение, которое изменило бы ситуацию на железнодорожной сети, не принято и к началу 2025 года.
Итоги 2024 года в Ассоциации организаций продуктового сектора, объединяющей транспортные компании, организовывающие и перевозящие скоропортящиеся грузы, в том числе и железнодорожным транспортом в рефрижераторных контейнерах и изотермическом подвижном составе, обещают подвести только в начале февраля 2025 года. Пока в пресс-службе АСОРПС не готовы предоставить даже предварительные итоги. Если сравнивать объем перевозок в первые 6 месяцев 2024 года с аналогичным периодом 2023-го, то перевозки выросли на 1,4%, до 3,9 млн тонн. Наибольший рост объема перевозок (до 67%) – в универсальных контейнерах, для сравнения, перевозки в крытых вагонах увеличились на 27,2%, а в рефрижераторных контейнерах – на 11%. Спрос на перевозки в рефрижераторных секциях, термос-контейнерах и вагонах-термосах снизился на 45%. Но главное, АСОРПС так и не смогла в 2024 году заставить владельца железнодорожной инфраструктуры обеспечить отправку полного спектра продуктов питания в направлении Восточного полигона. РЖД, по информации АСОРПС, не выделяют достаточного количества наряд-заказов для отправки скоропортящейся продукции в указанном направлении, что приводит к невывозу всего заявленного объема продуктов питания, об этом Михаил Синев, президент ассоциации, уведомил правительство России еще в апреле 2024 года. Со слов пресс-службы ассоциации, ответ не получен и в начале 2025 года.
Своевременно не принимаются даже субсидируемые Минсельхозом РФ перевозки плодоовощной продукции, добавляют в ассоциации. В результате до 40% от субсидируемого тарифа тратится грузоотправителями на оплату расходов по хранению и поддержанию температурного режима. Этих расходов можно было бы избежать при своевременном приеме грузов к перевозке.
"Сложилась ситуация, при которой производители сельхозпродукции и операторы рефконтейнеров и рефвагонов подгадывают погрузку субсидируемых грузов максимально близко к согласованной дате отправления, чтобы минимизировать издержки по хранению и поддержанию температурного режима перед отправлением, а ОАО "РЖД" не принимает их к перевозке", – заключают в АСОРПС.
В 2024 году закончился первый шестилетний цикл федерального проекта "Экспорт продукции АПК". Задача на следующие 5 лет, до 2030 года – увеличить объем экспорта более чем до $55 млрд. Об этом в ходе ежегодной стратегической сессии "Российский агроэкспорт" сообщил замминистра сельского хозяйства РФ Сергей Левин.
Для достижения задачи необходимо проводить дальнейшую диверсификацию экспортных потоков, добавил он. Наибольшие надежды, конечно, на РЖД. В ноябре 2024 года "РЖД Логистика" запустила дополнительный маршрут по доставке свинины в рефконтейнерах из России в Китай через Казахстан. Отправки мяса в Чэнду осуществляются с подмосковной станции Селятино через погранпереход Достык – Алашанькоу.
"Новый маршрут дополнит действующий сервис "РЖД Логистика" через погранпереход Гродеково – Суйфэньхэ. Расширение географии железнодорожного сервиса стало возможным благодаря отмене с 5 ноября Комитетом ветеринарного контроля и надзора Минсельхоза Казахстана введенных ранее ограничений на ввоз и транзит свинины и продукции из нее", – сообщила пресс-служба РЖД.
Россия в минувшем году экспортировала в Китай 17,5 тыс. тонн говядины, в Саудовскую Аравию – 4,8 тыс. тонн (рост – в 1,5 раза) и Белоруссию – 5,9 тыс. тонн (рост в 3,8 раза). Итого поставки мяса выросли на 20%, в том числе мяса птицы – на 13%, свинины – на 38%, говядины – на 12%. Российские производители экспортировали в Казахстан и Белоруссию молоко, сыры и молочную продукцию. В частности, поставки сыров и творога увеличились на 25%, молока и сливок – на 40%, сухого молока – на 32%. Итого, по предварительным данным "Агроэкспорта", экспорт российской молочной продукции в стоимостном выражении вырос на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Экспорт напитков из РФ за год показал прирост на 3,7%, муки – на 6,8%. Также увеличились поставки макарон – на 52% и продуктов переработки фруктов и овощей – на 13%. Увеличить поставки к 2030 году в 1,5 раза только за счет тех позиций, в которых Россия традиционно является мировым лидером, – зерновой, масложировой и рыбной отраслях – уже не получится, сообщил С. Левин.
В октябре 2024 года стало известно, что правление РЖД приняло тарифные решения, направленные на привлечение дополнительных объемов грузов на железнодорожный транспорт. Пресс-служба холдинга сообщала о продлении на 2025 год ранее введенных скидок на перевозку широкой номенклатуры грузов, а также о скидке в 20,4% на перевозки в рефконтейнерах со станции Селятино на станции Сергели и Джизак (Узбекистан) через пограничную станцию Канисай. Более того, если верить пресс-службе РЖД, то часть грузов им удалось переманить у конкурентов. "РЖД Логистика" перевезла первую партию мандаринов из Китая в Россию: цитрусовые отправили в автономных рефконтейнерах со станции Чэнсян (г. Ченду, КНР) на станцию Селятино в Московской области. Время в пути составило 11 дней.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер | 27.01.2025 |