Грузы, требующие особого температурного режима, принимаются ОАО "РЖД" с большим опозданием от согласованных им же дат, об этом еще в апреле Ассоциация организаций продуктового сектора (АСОРПС) уведомило правительство России. Как сообщила пресс-служба Ассоциации, решение, которое изменило бы ситуацию на железнодорожной сети не принято и к началу 2025 года.
Итоги 2024 года в Ассоциации организаций продуктового сектора, объединяющей транспортные компании, организовывающие и перевозящие скоропортящиеся грузы в том числе и железнодорожным транспортом в рефрижераторных контейнерах и изотермическом подвижном составе, обещают подвести только в начале февраля 2025 года.
Скоропорт не идет на сеть
Пока в пресс-службе АСОРПС не готовы предоставить даже предварительные итоги. Но главное, АСОРПС так и не смог в 2024 году заставить владельца железнодорожной инфраструктуры обеспечить отправку продуктов питания в направлении Восточного полигона. РЖД, по информации АСОРПС не выделяет достаточного количества наряд-заказов для отправки скоропортящейся продукции в направлении Восточного полигона, что приводит к невывозу всего заявленного объема продуктов питания, об этом Михаил Синев, президент Ассоциации уведомил правительство России еще в апреле 2024 года. Со слов пресс-службы Ассоциации ответ не получен и в начале 2025 года.
"По многим вопросам работа с РЖД планомерно продолжается. Это пока вся информация, которую мне передали", - ответили РЖД-Партнеру в пресс-службе Ассоциации.
Между тем, еще в апреле Ассоциация сообщала, что стоимость доставки из-за непрогнозируемых сроков отправления продуктов питания растет.
"Многие грузы принимаются ОАО "РЖД" с большим опозданием от согласованных ими же дат. Это приводит к тому, что своевременно загруженные товары стоят на терминалах без отправления. Как следствие, растет себестоимость перевозки из-за расходов на хранение и поддержание температурного режима", - сообщается в документе.
Своевременно не принимаются даже субсидируемые Минсельхозом РФ перевозки плодоовощной продукции, добавляют в Ассоциации. В результате, до 40% от субсидируемого тарифа тратится грузоотправителями на оплату расходов по хранению и поддержанию температурного режима, которые можно было бы избежать при своевременном приеме грузов к перевозке.
Технология перевозки
Скоропортящуюся продукцию в 2024 году железнодорожный монополист перевозил так: или в составе контейнерных поездов, следующих от станции отправления до станции назначения без переформирования и сортировки в пути следования, или применяя повагонную отправку. В первом случае к перевозке предъявлялось не менее 50 крупнотоннажных рефконтейнеров, во втором – от одного контейнера или вагона.
Но ни в первом, ни во втором случае РЖД, если верить АСОРПС, никак не учитывали номенклатуру груза, предъявляемую к перевозке. В Ассоциаци подчеркивают, перевозчик "ставит перевозку скоропортящихся грузов и продуктов питания в один ряд с другими контейнерными поездами, имеющими меньший приоритет".
"Сложилась ситуация, при которой производители сельхозпродукции и операторы рефконтейнеров и рефвагонов подгадывают погрузку субсидируемых грузов максимально близко к согласованной дате отправления, чтобы минимизировать издержки по хранению и поддержанию температурного режима перед отправлением, а ОАО "РЖД" не принимают их к перевозке", – заключают в АСОРПС.
Если сравнивать объем перевозок в первые шесть месяцев 2024 года с аналогичным периодом 2023 года, то железнодорожные перевозки выросли на 1,4%, до 3,9 млн тонн. Наибольший рост объема перевозок, до 67% в универсальных контейнерах, для сравнения, перевозки в крытых вагонах увеличились на 27,2%, а в рефрижераторных контейнерах на 11%. Спрос на перевозки в рефрижераторных секциях, термос-контейнерах и вагонах-термосах снизился на 45%.
Грузовладельцы признаются, они ищут альтернативы железнодорожным сетям. Правительство России предлагает Северный морской путь (СМП). По нему в минувшем году груз перевезли в том числе и грузы, требующие особого температурного режима при перевозке. Компания "Полярная звезда" дважды выходила на СМП, первый раз перевезено 50 рефконтейнеров, во второй – 20 рефконтейнеров с замороженной рыбой. Сроки транзита увеличены из-за задержки в порту.
Сложность перевозки по Севморпути в том, что до сих пор нет расписания регулярных рейсов. Грузовладельцам приходится консолидировать большую партию грузов под конкретное судно. А для накопления партии порожних контейнеров оператору необходимо начинать готовиться практически с весны.
В 2024 году закончился первый шестилетний цикл федерального проекта "Экспорт продукции АПК". Задача на следующие пять лет, до 2030 года – увеличить объем экспорта более чем до $55 млрд. Об этом в ходе ежегодной стратегической сессии "Российский агроэкспорт" сообщил замминистра сельского хозяйства РФ Сергей Левин.
"Цель амбициозна, но вполне достижима", – сказал он.
Для достижения задачи необходимо проводить дальнейшую диверсификацию экспортных потоков, заключил С. Левин.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер |
21.01.2025 |