Президент США Дональд Трамп намерен ввести торговые пошлины для импорта из стран БРИКС. Эксперты рынка предполагают, что эта мера сломает глобальные цепочки поставок, повлечет изменение спроса на контейнерные перевозки и коррекцию их стоимости.
НАСТУПЛЕНИЕ НА ТОРГОВЛЮ
Новый хозяин Белого дома 20 января допустил введение 100-процентных таможенных тарифов на ввоз продукции, выпущенной в странах БРИКС – Бразилии, России, Индии, Китае, ЮАР, ОАЭ, Египте, Иране, Эфиопии и Индонезии. "Мы введем пошлины по меньшей мере в 100% на бизнес, который они ведут с США", – сказал он.
Двумя днями позже Дональд Трамп заявил, что уже с 1 февраля могут начать действовать новые пошлины в размере 10% на импортные товары из Китая. Мексика и Канада также оказались в списке государств, которые могут пострадать от нового витка торговой войны, которую начинал Дональд Трамп в первый срок своего президентства в 2017 году против Европейского союза и КНР.
"Что касается Мексики и Канады, то мы говорим приблизительно о пошлинах в 25%", – уточнил президент США. После его слов биржевые индексы, отражающие стоимость китайских акций, упали на 1-2%. Кстати, против импорта ЕС Дональд Трамп тоже готов применить эту тактику.
"Прогнозы на 2025 год омрачены потенциальными изменениями в политике США, включая введение новых или расширение действующих тарифов, что может нарушить глобальные цепочки поставок и повлиять на ключевых торговых партнеров", – сообщается в обзоре Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).
ГРУЗЫ МОГУТ ИЗМЕНИТЬ МАРШРУТЫ
Китай и ЕС – важнейшие экспортеры на американский рынок, отмечает директор Института торговой политики НИУ ВШЭ Александр Данильцев.
По последним данным Comtrade ООН, страны БРИКС в 2023 году купили в США товаров на сумму $300 млрд, а поставили – на $650 млрд, включая продукцию машиностроения, электронику, товары для дома, пластик, сталь, железо и драгоценные камни.
На страны БРИКС приходится менее 20% американского импорта, при этом три четверти из этого объема приходится опять же на Китай (14% всего импорта Соединенных Штатов). На втором месте из стран БРИКС – Индия (около 3% общего импорта). При этом объемы экспорта Китая в Америку – $450-500 млрд, а Индии – около $90 млрд.
"Закрытие рынка США приведет к попыткам перенаправить экспорт этих стран на другие рынки, которым будет очень сложно переварить такие объемы. В результате появится риск вторичных ограничений торговли по схеме "эффект домино" от других стран", – прогнозирует Александр Данильцев.
ПЛОХО ВЫУЧИЛИ УРОКИ ИСТОРИИ
Кстати, такая ситуация уже была в эпоху Великой депрессии в начале ХХ века, когда экономический спад в США и применение ими протекционистских мер для ограничения конкуренции на своем рынке практически спровоцировали расползание американского кризиса на весь мир, напомнил Александр Данильцев.
Предыдущая торговая война Соединенных Штатов с ЕС и КНР с 2017 года привела к снижению доли взаимной торговли стран. Прежде всего речь идет о товаропотоках из Китая, отметила к.э.н., доцент кафедры международного бизнеса РЭУ им. Г. В. Плеханова Анастасия Прикладова.
Так, с 2017 по 2023 год доля США в китайском экспорте уменьшилась с 19 до 14,8%, а доля Китая в американском импорте – с 21,8 до 14,1%. Аналогичная ситуация вероятна и в случае введения Соединенными Штатами заградительных барьеров в отношении стран БРИКС, полагает экономист.
Это подтверждает внешнеторговая статистика: так, с 2017 по 2023 год доля БРИКС в китайском экспорте увеличилась с 6,8 до 9,2%. Но повышение доли БРИКС на эти 2,4 процентных пункта (п.п.) не компенсировало в полном объеме снижение доли США на 4,2 п.п. во взаимном торговом обороте с БРИКС.
По оценке Анастасии Прикладовой, Америка из-за новых пошлин рискует столкнуться с ростом инфляции на фоне дефицита товаров, а международная торговля может оказаться в состоянии хаоса и неопределенности.
"Можно говорить о частичном перенаправлении товаропотоков", – уточнила она. Так, в случае повышения ставок импортных пошлин для товаров из стран БРИКС часть продукции может быть поставлена в Россию. Но, с другой стороны, в странах БРИКС возможно повторение ситуации 2022 года: тогда вынужденная переориентация российских экспортных потоков на азиатские рынки привела к высокой загруженности железной дороги. В странах БРИКС это может стать сдерживающим фактором роста взаимной торговли, полагает экономист.
"В целом, несмотря на оптимизм в отношении роста спроса на контейнерные перевозки, меняющаяся политическая обстановка может привести к нестабильности и увеличению издержек, особенно по мере того, как трейдеры будут адаптироваться к влиянию новых тарифов и потенциальных торговых барьеров", – сообщается в обзоре глобальной контейнерной онлайн-платформы Container xChange.
Новые американские тарифы могут вынудить логистические компании выстраивать маршруты на другие рынки, а также избегать прямых поставок, например перенаправлять товары через третьи страны, чтобы попасть в США.
Это не только удлиняет время транзита, но и увеличивает потребление топлива. При этом повышается спрос как на контейнеры, так и на грузоподъемность транспорта.
"Мы ожидаем, что в ближайшие годы при администрации Трампа будут продолжаться изменения глобальных торговых путей, что, вероятно, приведет к повышению спроса на контейнеры и цен на них. Эти изменения в динамике торговли могут в конечном итоге благоприятствовать контейнерной отрасли, создавая устойчивый спрос на судоходство и новые мощности", – прогнозируют в Container xChange.
УЩЕРБ ДЛЯ ВСЕХ
Планы Трампа крайне опасны для мировой экономики, они могут вызвать замедление процессов торговли и экономического роста в целом, отмечает Александр Данильцев. По мнению эксперта, торговые потоки между наиболее крупными участниками рынка всегда взаимосвязаны, и резкое ограничение доступа на рынок США как крупнейшего мирового импортера и потребителя приведет к существенным дисбалансам и нарушениям.
"Можно ожидать падения темпов мирового экономического роста и особенно мировой торговли, которые вместо ожидаемого роста по сравнению с периодом с 2020-го по 2024-й будут существенно ниже, чем в даже в эти неблагоприятные годы после пандемии", – прогнозирует Александр Данильцев.
По его оценке, заявленные Трампом меры окажутся очень болезненными и для самих Соединенных Штатов. Очевидно, что сократятся темпы роста ВВП и импорта по сравнению с пятилетием с 2020-го по 2024-й. "Однако серьезнейший ущерб будет нанесен и американскому экспорту, который рискует упасть очень существенно", – подчеркнул экономист.
Во-первых, неизбежно будут введены ответные меры со стороны партнеров США, которые ограничат доступ американских товаров на крупнейшие мировые рынки, прежде всего Китая и ЕС. Во-вторых, ограничение поставок в Соединенные Штаты потребует перенаправить доставку продукции на другие рынки, и там она начнет усиленно конкурировать с товарами из Америки, вытесняя в том числе и их. Экспорт США пострадает одновременно из-за ответных торгово-политических мер правительств, обострения проблемы сбыта в мировой экономике и усиления конкуренции. При этом темпы развития экспорта США с 2010 по 2014 год в целом были уже несколько ниже общемировых.
"В результате эффект для американской экономики может также проявиться и в снижении занятости населения в стране на фоне снижения темпов роста и увеличения трудностей в экспортном секторе", – считает Александр Данильцев.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Гудок |
28.01.2025 |