Дмитрий Мачерет, первый заместитель председателя Объединённого учёного совета ОАО «РЖД», д.э.н., профессор
В первом полугодии текущего года Индекс качества был весьма стабилен. Его значение составляло 65 баллов в январе – феврале и 66 баллов в марте – июне. Это твёрдая четвёрка в соответствии с предложенной участникам исследования классификацией и 2/3 от максимально возможной величины. При этом ни один критерий, учитывающийся при расчёте показателя, не оценивается пользователями ниже 50 баллов, то есть все значения попадают в области хороших или даже вовсе отличных отметок.
С одной стороны, полугодовую стабильность Индекса на столь высоком уровне можно считать успехом. Однако важно сказать, что в с января по июнь прошлого года индикатор демонстрировал устойчивый рост, а сейчас он буквально замер на месте. Так что налицо некая стагнация качества перевозок.
Конечно, любой подъём рано или поздно имеет тенденцию к замедлению. Однако в условиях, когда целый ряд частных показателей качества находятся вблизи от грани между «хорошо» и «удовлетворительно», достигнутый, хотя и весьма высокий уровень нельзя считать тем результатом, который нужно просто закрепить и поддерживать.
Очевидно, что необходимы дальнейшие положительные изменения качества услуг. Но этому мешает нерешённость ряда ключевых вопросов, в том числе базовой проблемы развития инфраструктуры. Это критически важно ещё и потому, что к естественным пределам подошёл уровень оценок по критериям, сыгравшим ранее роль драйверов роста, например, таким как «наличие вагонов».
Таким образом, в условиях сохранения инерционного развития вряд ли можно прогнозировать уверенный подъём Индекса качества в будущем. Скорее всего, индикатор будет незначительно колебаться с учётом сезонных факторов и динамики объёмов перевозок. Существуют также риски его снижения.
Целесообразно при этом обратить внимание на показатели-аутсайдеры, для которых относительно низкий уровень в первом полугодии 2013 года сочетается с незначительными улучшениями к аналогичному периоду года минувшего. Другими словами, оценки по этим показателям отстают и по достигнутому результату, и по динамике. Речь идёт о критериях «соблюдение сроков доставки» и «развитие инфраструктуры». Из этого следуют основные направления повышения качества услуг для возобновления динамичного роста Индекса и устранения диспропорций между уровнями отдельных его составляющих: прорывные решения в области развития инфраструктуры и совершенствования технологии перевозок («процессной логистики»), а также технологически подкреплённое приведение нормативной базы в соответствие с пожеланиями клиентов.
Крайне важно реализовать энергичные меры, направленные на повышение качества, именно сейчас, то есть в период относительно низкого спроса на грузовые перевозки. Это необходимо для того, чтобы возобновление роста спроса в перспективе не привело к снижению Индекса качества и, соответственно, рыночной конкурентоспособности железнодорожного транспорта.
| Источник | Дата | Наименование материала |
|---|---|---|
| Гудок | 28.08.13 | Временная остановка |