Погрузка нефти и продуктов ее переработки на экспорт в 2024 году сократились на 2,4%. Собственно это и определило спад в погрузке данной номенклатуры на РЖД. Ведь погрузка внутри РФ выросла.
Финансовые аналитики заметили признаки стагнации уже в III квартале 2024 года. Это произошло из-за охлаждения темпов роста мирового спроса.
Тем не менее рынок оставался разогретым в условиях снизившегося уровня наполнения нефте¬хранилищ, что сохраняло возможности для поиска ниш для экспортеров. Их находили на споте.
Вот только для организации продаж поставщикам нефтепродуктов требовалось подстраиваться под волатильность спроса.
Рельсы притормозили
А на сети РЖД, в свою очередь, требовали соблюдать плановость и равномерность перевозок в сторону морских терминалов. Клиенты нашли компромиссные схемы отправок. Однако многие из них были нарушены из-за новых полигонных технологий, основанных на шахматках ЦД с ограничениями дислокаций порожних цистерн на полигонах железных дорог.
В результате в IV квартале 2024 года спад охватил, кроме экспорта, еще и поставки нефтегрузов внутри РФ. Осенью ощутимые объемы топлива ушли на автодороги, что к концу прошлого года, кстати, стало одним из факторов повышения розничных цен на бензоколонках.
Напомним, что, по данным Росстата, в ноябре средние потребительские цены на бензин, например, выросли на 1,1% по сравнению с предыдущим месяцем. При этом производители бензина понизили оптовые цены на 1,9%, поскольку увеличились затраты на логистику от нефтеперерабатывающих заводов до заправочных станций, уточнил представитель крупного НПЗ. Ведь доставки автотранспортом дороже. Зато более стабильны.
Что упало
В целом за 2024 год основной спад в транспортировках на сети, по данным информационно-справочного портала "Железнодорожные перевозки", образовался из-за снижения экспорта бензина (-24% по сравнению с 2023 годом) и дизтоплива (-6%), а также внутренних отправок сырья (-17%).
Что касается вывоза топлива за рубеж, то здесь свою роль сыграли ограничения на его экспорт, которые периодически вводили в РФ. Они могли быть отчасти компенсированы за счет вывоза прочих светлых нефтепродуктов (прямогонные бензины и нафта, на которые не распространялись правительственные запреты), если бы на сети не вводили различные логконтроли для экспортных цистерн.
В результате экспорт прочих светлых нефтепродуктов увеличился всего на 3%, что едва компенсировало спад на нафту внутри РФ. Напомним, что для нефтехимии нафта и газ – во многом взаимозаменяемое сырье. А последний в 2024 году был в РФ значительно дешевле.
Сложнее обстояло дело с перевозками темных нефтепродуктов.
Аналитики выдают крайне противоречивые прогнозы по поводу перспектив грузовой базы рынка. Об итогах и перспективах перевозок нефтегрузов см. подробнее в выпуске №1-2 журнала "РЖД-Партнер" в 2025 году.
Продолжается подписная кампания "РЖД-Партнера" – на подписку и доставку печатных и электронных версий журналов "РЖД-Партнер" и "РЖД-Партнер Документы", а также на пакеты из этих изданий в 2025 году. Мы приготовили скидки и бонусы для постоянных подписчиков и для тех, кто впервые подпишется на наши журналы.
Всем подписчикам журналов "РЖД-Партнер" и "РЖД-Партнер Документы" предоставляется 10-процентная скидка при подписке на исследование "Ставки и грузовые вагоны". Ознакомиться с вариантами подписки и отправить заявку можно со страницы по ссылке.
Подписывайтесь на "РЖД-Партнер" и "РЖД-Партнер Документы". Будьте в курсе событий транспортного рынка!
Связаться с редакцией для оформления подписки на журналы "РЖД-Партнер" и "РЖД-Партнер Документы" можно по тел.: + 7 (812) 418-34-99 или по электронной почте: rasp@rzd-partner.ru.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер |
16.01.2025 |