В Минтрансе РФ предложили проработать вопрос приоритетного выпуска грузовых вагонов с увеличенной осевой нагрузкой (25 тонн/ось) и специализированных вагонов по видам, где наблюдается нехватка парка, а также изучить и принять меры по установлению оптимального срока службы вагонов.
При этом предполагается предусмотреть сохранение оптимальности технических характеристик и потребительских свойств на всем этапе жизненного цикла, уточнил источник, знакомый с ситуацией на рынке.
По его словам, данное решение вызвано обращением в Минтранс из Департамента угольной промышленности Минэнерго России от 12 марта 2025 года.
О нормативах списания вагонов
В Минтрансе РФ признали, что, тем не менее, рассматривают вопрос о пересмотре нормативов списания неэффективных вагонов – иными словами, сокращении срока службы вагонов до экономически эффективного.
В связи с этим в Минтрансе РФ разъяснили, что параметры срока службы грузовых вагонов, устанавливаются держателями подлинника конструкторской документации на изготовление грузовых вагонов на основании расчетов и лабораторных испытаний изделий, при этом для вагонов, находящихся в эксплуатации, их невозможно изменить.
Ранее для техники устанавливались нормативные сроки службы. Например, для полувагона он составлял 22 года. Данный показатель, в отличие от показателей ресурса и долговечности, не являлся технической характеристикой вагона, а определялся экономической целесообразностью. Важнейшими факторами при расчете нормативного срока службы, наряду со сроком полезного использования, являлись ритмичная работа вагоностроительных заводов при условии обеспечения потребности страны в подвижном составе на планируемые объемы перевозок грузов. Эти нормативы были подтверждены многолетним опытом эксплуатации.
В министерстве вынуждены были согласиться с тем, что наибольший профицит грузовых вагонов наблюдается в сегменте полувагонов и сокращение назначенного срока службы типового полувагона фактически является одномоментным выбытием (уничтожением) еще пригодных к эксплуатации основных производственных фондов операторских компаний. Соответственно – досрочное принудительное списание отразится на способности компаний гарантировать выплату долга.
Берите те вагоны, которые интересны перевозчику
В качестве рекомендации операторам предложено в приоритетном порядке обновлять парк вагонами с нагрузкой на ось 25 тс и заказывать прежде всего специализированные вагонов по тем видам, где наблюдается нехватка парка.
Однако эти пожелания не исключают принятия мер по установлению оптимального срока службы вагонов с учетом сохранения оптимальности технических характеристик и потребительских свойств на всем этапе жизненного цикла.
Иными словами, в Минтрансе РФ по сути поддержали позицию перевозчика, который добивается ускоренного списания действующего парка. Однако решение на эту тему, вероятно, будет принято в смягченном виде – с учетом недовольства не только операторов, но и грузоотправителей.
Остается теперь ждать разъяснений, какие вагоны в Минтрансе РФ относят к "неэффективному" парку и как с ним намерены бороться.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер |
14.04.2025 |