22-08-25 / 2025
Новости отрасли
Не падение, а перезагрузка: экспорт Сибири и Китай меняют карту контейнерных перевозок РФ

Контейнерный рынок постепенно восстанавливается, в том числе и в сегменте импорта

Российский контейнерный рынок продолжает демонстрировать отрицательную динамику – в июле перевозки сократились на 9% в годовом сопоставлении, хотя относительно июня текущего года был зафиксирован рост. По наблюдениям экспертов, в августе наметились новые тенденции, указывающие на постепенное восстановление, в том числе и в сегменте импорта, который ранее значительно снизился. В то же время экспорт на протяжении всего года показывает положительную динамику, что связано с увеличением поставок лесных грузов, целлюлозы и цветных металлов из Восточной Сибири. Также сокращается отставание от прошлогодних показателей в импорте из Китая: в июле его стоимость продемонстрировала рост по сравнению с июнем, сообщает "Коммерсантъ".

Согласно данным FESCO, за январь-июль 2025 года объем перевозок груженых контейнеров в России сократился на 5,4%, составив 3,66 млн TEU. Учет включает перевозки через порты, пограничные переходы и по сети РЖД во внутреннем, экспортном, импортном и транзитном сообщении. Импорт за этот период снизился на 8%, до 1,52 млн TEU, транзит – на 4%, до 336 тыс. TEU, а внутренние перевозки – на 15%, до 690 тыс. TEU. При этом импорт через порты Балтики и Новороссийск вырос на 7% в каждом случае, а через порты Дальнего Востока сократился на 21%.

Общий объем контейнерного экспорта увеличился на 6%, достигнув 1,115 млн TEU, причем наиболее значительный рост – на 15% – отмечен через пограничные переходы с Китаем. Экспорт через порты Дальнего Востока вырос на 9%, через Новороссийск – на 2%, а в портах Северо-Запада снизился на 11%. Как подчеркивает старший аналитик Центра ценовых индексов (ЦЦИ) Роман Шагалов, несмотря на снижение импорта, экспортные отправки из России на протяжении всего 2025 года стабильно растут, чему способствуют увеличенные объемы поставок лесных грузов, целлюлозы и цветных металлов из Восточной Сибири.

В июле 2025 года объем контейнерных перевозок в России, по данным FESCO, снизился на 9% в годовом исчислении, составив 496 тыс. TEU, однако показал рост на 1,3% по сравнению с июнем.

Статистика ОАО РЖД, которая учитывает как груженые, так и порожние перевозки исключительно по железной дороге, подтверждает данные FESCO. За январь-июль общий объем контейнерных перевозок во всех видах сообщения достиг 4,41 млн TEU, что на 3,3% меньше, чем годом ранее, а перевозки только груженых контейнеров сократились на 5,6%, до 3,13 млн TEU. Также зафиксирован спад во внутреннем сообщении – на 3,8%, до 1,74 млн TEU, при этом экспортные перевозки, напротив, выросли на 8,3%, до 1,04 млн TEU. Среди товарных номенклатур наибольший рост продемонстрировали прочие пищевые продукты – на 14,9%, до 214,3 тыс. TEU. Наиболее значительное снижение сохранилось в перевозках автомобилей и комплектующих – на 41,4%, до 163,9 тыс. TEU, а также машин и станков – на 14,6%, до 193,1 тыс. TEU.

Как уточнила начальник отдела маркетинговой аналитики транспортной группы FESCO Юлия Киселева, ключевым фактором, влияющим на рынок, остается снижение импорта, в первую очередь продукции автомобильной промышленности и спецтехники, а также сокращение внутренних перевозок. Она добавила, что в настоящее время рынок является клиентоориентированным – заказчик самостоятельно выбирает сервис, способ и маршруты доставки грузов.

В ГК "Дело" сообщили, что их оценка рынка соответствует снижению на 6% за семь месяцев 2025 года с учетом железнодорожных перевозок, включая транзитные из Азии в Европу, и перевалки груженых контейнеров в портах. Там отметили, что продолжающееся давление на потребительский спрос и сохранение высоких складских запасов, особенно автомобилей, не создает предпосылок для роста рынка в краткосрочной перспективе. Кроме того, на динамику влияет высокая база 2024 года, когда объем контейнерного рынка РФ составил 6,6 млн TEU по данным FESCO. При этом в последние месяцы наблюдается рост объемов транзитных перевозок.

По словам Киселевой, в течение последних двух-трех лет в июле традиционно начинался рост объемов контейнерных перевозок, продолжавшийся до октября, когда в Китае наступают праздники. Она отметила, что в этом году не стоит ожидать взрывного роста, однако рынок постепенно увеличивается, вернувшись к традиционным показателям.

Как добавила Киселева, по итогам двух декад августа наблюдается продолжение плавного роста, включая увеличение импорта, а также сместился ежегодный старт отгрузок продукции российского агропромышленного комплекса, что должно способствовать наращиванию контейнерного экспорта.

Шагалов подтверждает, что российский контейнерный рынок вступает в стадию восстановления после значительного спада весной и летом 2025 года. Он пояснил, что на фоне низкого внутреннего спроса и слабой активности импортеров ставки на перевозку контейнеров из Китая в Россию в июне достигли минимума, однако в августе тенденция начала меняться. Хотя контейнеропоток из Китая еще не демонстрирует значительного сезонного роста, перевозчики уже отмечают дефицит мест на поездах и судах в направлении России.

Шагалов сообщил, что индекс ЦЦИ на железнодорожную перевозку 40-футового контейнера по маршруту Шанхай-Москва в августе вырос на 300 долларов по сравнению с июльским значением, достигнув 4,2 тыс. долларов. При этом текущие цены остаются более чем в два раза ниже прошлогодних показателей. Косвенным свидетельством начала восстановления импортного контейнеропотока он назвал динамику товарооборота между Россией и КНР: в июле стоимостной объем импорта из Китая увеличился до 9,1 млрд долларов (снижение на 9,1% в годовом выражении) против 8,3 млрд долларов (снижение на 16,2%) месяцем ранее.

С учетом текущих тенденций Шагалов полагает, что по итогам 2025 года объемы российского контейнерного рынка могут сократить отставание от показателей 2024 года, но вряд ли превысят их. В ГК "Дело" ожидают, что при сохранении текущей динамики и оживлении в четвертом квартале рынок по итогам года сократится примерно на 5%.

Напомним, по оценкам РЖД, в первом полугодии 2025 года перевозки груженых и порожних контейнеров по сети российских железных дорог составили 3,78 млн TEU, что на 2,9% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.





 

Источник Дата Наименование материала

LOGIRUS

22.08.2025