Количество инфлированных заявок на перевозку угля снова начало расти.
По данным Института экономики и развития транспорта (ИЭРТ), по уже согласованным заявкам на перевозку в ноябре не было погружено 2,9 млн тонн, или 10,4% от общего объема перевезенного по сети РЖД угля (28 млн тонн). Из них 1,6 млн тонн не было погружено на экспорт, в том числе 1 млн тонн – в восточном направлении. Эта ситуация хуже, чем месяцем ранее: в октябре эти показатели составляли 1,7 млн, 1,1 млн и 0,7 млн тонн соответственно.
Как отмечается в сообщении ОАО "РЖД", к погрузке не был предъявлен тот объем, который "Российские железные дороги" готовы были перевезти и зарезервировали под это свои мощности в ущерб отправке других грузов.
Кроме того, перезаявка со стороны грузоотправителей приводит к накоплению на путях избыточного количества вагонов.
По расчетам ИЭРТ, для выполнения заявленного объема перевозок в прошлом месяце было бы достаточно 322 тыс. вагонов. Среднесуточное фактическое содержание парка полувагонов составило 368 тыс. единиц, что превысило расчетный парк почти на 14%.
Как объясняет заместитель генерального директора ИЭРТ Павел Шестаков, производители регулярно заявляют избыточные объемы на случай, если при согласовании их заявки будут урезаны.
Рост объема инфлированных заявок в ноябре можно объяснить усилением конкуренции за мощности Восточного полигона среди грузоотправителей на фоне сезонного повышения спроса на перевозки, и отдельные компании начали бронировать больше слотов, чем реально способны вывезти, считает заместитель директора по грузовому транспорту и логистике Центра экономики инфраструктуры Игорь Смирнов.
"Отправители часто перезаявляют объемы, чтобы оставить себе маневр в зависимости от конъюнктуры. Такой подход позволяет им удерживать приоритет в графике, даже если реальной готовности к погрузке нет. Перезаявка также используется как инструмент давления в борьбе за распределение инфраструктурной мощности: компании стремятся показать максимальные планы, чтобы не потерять будущие квоты. В итоге "воздух" в заявках блокирует пропускную способность, создает неравномерность в работе станций и снижает предсказуемость перевозочного процесса", – отмечает эксперт.
Дисциплинировать участников рынка и уменьшить объем фиктивных заявок могло бы введение принципа "вези или плати", поскольку за неиспользованный слот придется платить реальными деньгами.
Однако эффективность этой меры будет зависеть от ее тонкой настройки: слишком жесткие штрафы могут ударить по компаниям в периоды резких ценовых колебаний, тогда как слишком мягкие не изменят ситуацию, рассуждает Игорь Смирнов.
| Источник | Дата | Наименование материала |
|---|---|---|
Гудок 1520 |
14.12.2025 |