Институт экономики и развития транспорта по поручению ОАО "РЖД" заново обосновал критерии отнесения железнодорожных линий к малоинтенсивным и представил его в Министерстве транспорта 29 июня. Проведенный в течение трех месяцев анализ позволит повысить экономическую эффективность их эксплуатации и сократить затраты на содержание незагруженных маршрутов. Рабочая группа Минтранса согласилась с представленным институтом обоснованием и направила критерии на утверждение в правительство.
ИЭРТ подтвердил критерии отнесения малодеятельных железнодорожных линий к малоинтенсивным. Как пояснили "Гудку" в ИЭРТ – дочернем предприятии РЖД, – цель утверждения критериев состоит в создании системы эксплуатации малоинтенсивных железнодорожных линий, обеспечивающей безубыточную работу. Для этого требуется утвердить ее условия, сформировать нормативную базу, регламентирующую технологии содержания объектов инфраструктуры и их оснащенность. Также потребуется система учета, позволяющая в автоматизированном режиме определять финансовый результат за отчетный период по малоинтенсивным линиям общего пользования.
Сейчас Устав железнодорожного транспорта РФ определяет малоинтенсивные линии как железнодорожные пути общего пользования с невысокой грузонапряженностью и низкой эффективностью работы, критерии отнесения к которым утверждаются правительством.
Термин "малоинтенсивная железнодорожная линия" используется в нормативных документах МПС СССР, МПС России, ОАО "РЖД", например, в Методике классификации и специализации железнодорожных линий, в соответствии с которой это участок пути, по которому в сутки проезжают по графику не более 8 пар поездов. При этом грузонапряженность составляет 5 и менее млн ткм брутто, а скорость движения достигает 80 км/ч для пассажирских и 60 км/ч для грузовых поездов.
В ИЭРТ рассмотрели, обосновали и подтвердили эти критерии.
По состоянию на начало 2015 года общая протяженность таких линий составила 20 914 км, или 24,7%, от эксплуатационной длины сети железных дорог. На линиях с грузонапряженностью 5 и менее млн ткм брутто/км в год курсируют до 23 пар пассажирских поездов в сутки, пригородных – до 20 пар в сутки. На большинстве (около 80%) из 588 таких линий общее число грузовых, пассажирских и пригородных поездов в сутки составляет 8 и менее пар, протяженность таких линий достигает 16,6 тыс. км, или 19,6%, от эксплуатационной длины сети. На 261 (44%) линии осуществляется только грузовое движение, их общая длина составляет 15 353 км.
Все линии с движением 8 и менее пар поездов в сутки можно разделить на линии, на которых осуществляется в основном грузовое движение (грузонапряженность до 20 млн ткм брутто/км в год, протяженность – 8,4 тыс. км, или 9,9%, от эксплуатационной длины сети), и линии, на которых отсутствует грузовое движение и осуществляется в основном пассажирское или пригородное движение (грузонапряженность до 6 млн ткм брутто/км в год, протяженность – 1023 км, или 1,2%, от эксплуатационной длины сети). Из общей протяженности линий с размерами движения 8 пар и менее преимущественное большинство (около 92%) составляют линии с грузонапряженностью 5 млн ткм брутто/км в год и менее.
В обосновании определены и установлены дополнительные условия эксплуатации, предоставляемые владельцу инфраструктуры: ее сооружения и устройства должны обеспечивать пропуск грузовых и пассажирских поездов с наибольшей установленной скоростью 60 км/ч, для пассажирских поездов по решению владельца инфраструктуры допускается повышать установленную скорость движения до 80 км/ч. По экономическим причинам на малоинтенсивных участках вывоз в основном осуществляется тепловозами серии ЧМЭ3, оптимальный скоростной режим – до 60 км/ч. Рельсы, стрелочные переводы, искусственные сооружения по мощности и состоянию должны соответствовать требованиям к эксплуатации подвижного состава с осевыми нагрузками не более 25 тонн/ось. Эти технические параметры корреспондируются с условиями, обозначенными в Правилах технической эксплуатации железных дорог РФ.
Для экономического обоснования критериев отнесения железнодорожных линий к малоинтенсивным в ИЭРТ определили затраты на их текущее содержание и техническое обслуживание. При этом сравнение затрат на содержание 1 км железнодорожной линии при различной грузонапряженности показывает существенную разницу – на линиях, где этот показатель от 6 до 10 млн ткм брутто/км в год, затраты выше на 35%.
"Анализ показал, что железнодорожные линии общего пользования при приведенной грузонапряженности свыше 5 млн ткм брутто/км в год становятся, как правило, рентабельными с положительным финансовым результатом", – заключили в ИЭРТ.
Заместитель генерального директора по экономике и финансам АО "ИЭРТ" Сергей Шарапов рассказал "Гудку", что он представил обоснование критериев на состоявшемся в Министерстве транспорта 29 июня совещании рабочей группы под руководством директора Департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта Вячеслава Петренко. Рабочая группа согласилась с обоснованием и приняла решение обратиться в правительство с предложением об утверждении критериев.
"Утверждение критериев отнесения железнодорожных линий общего пользования к малоинтенсивным позволит выработать необходимые технологические и организационные мероприятия, направленные на повышение эффективности эксплуатации малоинтенсивных железнодорожных линий и сокращение затрат на их содержание при безусловном обеспечении безопасности движения поездов в соответствии с действующими нормативными правовыми актами РФ", – отметил Сергей Шарапов.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Гудок | 19.07.2017 |