На РЖД продолжают отставлять "лишние" порожние вагоны. И это может оказать существенное влияние на работу грузоотправителей в регионах.
Появились тревожные факты не только о вынужденном снижении объемов погрузки, но и о приостановке бизнеса в регионах.
В январе 2025 года на РЖД уменьшили размер отставляемого парка порожних вагонов, снизив нормативные параметры согласования запросов-уведомлений на порожние грузовые вагоны для ввода в АС ЭТРАН. Это видно из документов, которые получают клиенты (имеются в распоряжении редакции). Тем не менее на железных дорогах в ЦД видят еще много "лишних" вагонов. И их пытаются активно "вылавливать". Как пояснил источник в холдинге, перевозчик старается освободить сеть от брошенных поездов. Ему это отчасти удается сделать на наиболее напряженных маршрутах благодаря внедренным полигонным технологиям. В свою очередь, клиенты пытаются понять логику решений. Скажем, почему ранее перевозчик заявлял, что наибольший избыток видит по полувагонам, а сейчас дислокации для их отставления в шахматках ЦД существенно уменьшены.
При этом нормы для других типов подвижного состава увеличены. Даже для тех типов вагонов, парк которых ранее признавали дефицитным. Их также отставляют от движения с направлений, где подвижной состав не находит попутную загрузку, формируя на обратном пути порожние рейсы. Это нередко приводит к нарушению цепочек поставок предприятий в регионах.
Возьмем для примера ООО "ППЖТ": компания в Тюменской области начиная с 2020 года вложилась в покупки вагонов для щебня. Под него операторы закладывали высокие прайсы, поскольку туда обычно включали доплаты для компенсации высоких рисков простоя подвижного состава. Схему работы на полигоне согласовали. Однако еще в июне 2023 года компания столкнулась с новым видом логконтроля: появились задержки и отказы в отправлении вагонов из-за перегрузки сети порожним подвижным составом. Перевозчик сослался на несоблюдение условия приказа Минтранса № 214 от 07.07.2015 г. А с октября 2024 года, когда появились новые шахматки ЦД, перевозки оказались не просто ограничены в объеме, а фактически под запретом – из-за занятости путей порожними вагонами. Они встали, и в итоге не стало возможности принять в работу и груженые вагоны. Это остановило поставки щебня для строек в регионе.
Суть в том, что в полигонные технологии перевозчика перестали вписываться короткие маршруты полувагонов со щебнем из карьера. Последние предполагали возврат подвижного состава порожним. А это теперь не предусматривалось на участках пути, которые перевозчик недостаточно развивал и они стали "лимитирующими". Перемещения по ним стали разрешать, только если собственник вагонов находил парку попутную загрузку. "Но мы не имеем возможности отправить вагоны в другой регион и загрузить свои вагоны попутным грузом или использовать их для перевозки контейнеров", – разъяснили в ООО "ППЖТ". Иными словами, для услуги, востребованной клиентами в регионе, не хватило ресурсов на инфраструктуре перевозчика.
Подобная ситуация вынуждает бизнес переходить на автотранспорт. Однако на СвЖД логистика оказалась привязана к железной дороге. Поэтому, собственно, в ООО "ППЖТ" и настроили свой производственный и технологический процесс именно под железнодорожные перевозки. Ранее региональная схема поставок щебня устраивала РЖД, а теперь уже не выглядит привлекательной из-за изменения сетевых технологий. ООО "ППЖТ" обращалось в ЦД ОАО "РЖД", в ФАС РФ, в Московскую межрегиональную прокуратуру и в правительство РФ. Ворох документов на эту тему имеется в распоряжении "РЖД-Партнера". Но перевозчик настаивает на своем. А предприятие в итоге – без работы.
С аналогичными проблемами в той или иной мере, как выяснилось, столкнулись и другие карьеры в регионах РФ, а также поставщики цемента и отправители грузов в крытых вагонах. Опрос, проведенный в телеграм-канале "РЖД-Партнера", показал, что 79% респондентов не увидели на сети улучшений в результате мер, принятых перевозчиком по борьбе с "лишним" парком. А еще 8% оставили свои комментарии, суть которых такова: так называемые квоты на оформление порожних вагонов из-под выгрузки не привели в конце 2024 года к снижению количества брошенных поездов. Более того, проблемы появились с порожними вагонами даже там, где их раньше не было. В декабре на РЖД усилили логконтроль за отправками даже по техническим ГУ-12. Из-за всего этого сеть теряла грузовую базу.
Вопрос начал приобретать системный характер, если учесть, что в декабре по сравнению с ноябрем 2024 года доля отправок низкодоходных грузов на сети сократилась почти на 1 п. п. и при этом пропорционально увеличилась доля более доходных для перевозчика номенклатур. Получается, что холдингу выгоднее перевозить грузов меньше, но дороже. Таков результат улучшений полигонных технологий. Он хорош для монополии, но отнюдь не для экономики регионов РФ. Подробнее о проблеме – в рубрике "В фокусе".
В полигонные технологии перевозчика перестали вписываться короткие маршруты полувагонов со щебнем из карьера. Последние предполагали возврат подвижного состава порожним.
А это теперь не предусматривалось
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер | 27.01.2025 |