18-06-25 / 2025
Новости отрасли
На РЖД в мае сбавили скорость

Средняя участковая скорость, которая включает время, затраченное на стоянки, в мае текущего года снизилась до 38,4 км/ч, что на 6,4% меньше, чем за аналогичный период 2024 года.

Правда, в мае по сравнению с апрелем текущего года было достигнуто некоторое ускорение – на 0,5%.

В ОАО "РЖД" свои качественные показатели обычно сравнивают с октябрем 2024 года – периодом введения новых правил регулирования перемещений порожнего парка на сети. И, судя по статистике, средняя участковая скорость с октября по март выросла на 16,6%. Однако с апреля она вновь начала снижаться.

Это подтверждает прогноз, сделанный ранее, о том, что запас улучшений, которые были достигнуты на сети, имеет свои ограничения и в дальнейшем может быть исчерпан.

Впервые указанное предположение было озвучено в исследовании "Ставки и грузовые вагоны", которое проводит РЖД-Партнер, в декабре 2024 года.

Колебания на колесах

Если посмотреть на данные за более длительный период, то можно видеть волатильность между показателями не только одного и того же месяца в разные годы, но и внутригодовые неравномерности указанного показателя. Они колебались в зависимости от разных обстоятельств.

В отдельные периоды корреляция заметна, в частности, с размерами брошенных поездов. Однако любопытен 2021 год: тогда зимой и весной брошенных поездов было предостаточно, погрузка была больше, чем в текущем году, но средняя участковая скорость удерживалась на высоком уровне благодаря активной деятельности узловых рабочих групп, комплексно занимавшимися полигонными затруднениями.

Наихудшего показателя средняя участковая скорость достигла, как ни странно, в сентябре 2024 года – и замедление совпало с теми преобразованиями в полигонных технологиях, которые проводились на сети с весны прошлого года. В частности, с усилением акцента на автоматизацию принимаемых решений.

Сгущения красок

Основные проблемы на РЖД принесла трансформация логистики после введения санкций против РФ. Вектор экспорта сместился на восток. Уменьшились партии отправки, увеличилась ориентация грузовладельцев на спотовые ниши.

Возникли форс-мажорные неравномерности с подходом флота в российские морские порты. Поездопотоки стали спонтанно менять направления и периодически сгущаться. Образовались на отдельных направлениях перепробеги локомотивов и переработки локомотивных бригад.

Это привело к намерению перевозчика освободить сеть – сначала от неравномерностей в груженых вагонопотоках, а затем – порожних. Однако основные усилия были сосредточены на улучшении технологических показателей и достижении экономии расходов на организацию перевозок. Побочным эффектом стало сокращение спотовых отправок ряда номенклатур – выборочно как внутри РФ, так и на экспорт.

Доставка осталась в зеленой зоне

Если говорить о средней скорости доставки отправки, которая измеряется в километрах в сутки, то в марте она составила 412,2 км/сут. (+1,9% к аналогичному периоду прошлого года), в апреле – 419,5 км/сут. (+11,4% соответственно). Здесь заметны улучшения.

Правда, они частично связаны с той политикой, которой проводят на железных дорогах. Применяются также уловки, связанные с фиксацией более позднего времени передачи груженых вагонов на магистрали с путй необщего пользования. Но как бы то ни было – статистика фиксирует ускорение с доставкой отправки.

За май пока данных нет – они поступают с большой задержкой по сравнению с данными об участковой скорости. Судя по сложившемуся тренду здесь также следует ожидаться улучшений, поскольку перегоны и в рамках действующих полигонных технологий стремятся максимально освободить перегоны и промежуточные станции от "перегрева" в движении.

Вопрос в том, какие резервы остались у перевозчика в части данного аспекта.


 

Источник Дата Наименование материала

РЖД-Партнер

18.06.2025