Грузоперевозки по железной дороге в 2026г. не восстановятся до уровня 2024г., полагают эксперты. Это сохранит профицит парка и приведет к дальнейшему сокращению выпуска вагонов.
Погрузка на сети РЖД в следующем, 2026 году в базовом сценарии снизится на 3,1% к уровню 2024 г. до 1,14 млрд т. Об этом говорится в аналитическом отчете Rollingstock Agency (RSA), с которым ознакомились "Ведомости". Даже позитивный сценарий аналитиков предусматривает снижение показателя к 2024 г. на 1% до 1,17 млрд т, а негативный – сразу на 4,7% до 1,13 млрд т. В базовом сценарии из основной номенклатуры перевозимых грузов минимальный рост покажет только перевозка каменного угля – на 0,2% до 332 млн т, а также удобрений – на 15% до 78 млн т. В 2025 г., по оценке RSA, снижение погрузки к уровню прошлого года ожидается в диапазоне от -6,9 до -5,3% (1,1-1,12 млрд т) в зависимости от сценария. Расти будет только перевозка удобрений, причем в любом из вариантов прогноза. Погрузка на сети РЖД в январе – августе 2025 г. снизилась на 7,1% в годовом выражении до 739 млн т. Прогноз Rollingstock на более отдаленную перспективу выглядит несколько позитивнее. Так, в базовом сценарии погрузка до 2031 г. включительно будет расти средними темпами 1% в год. Причем в 2026-2028 гг. среднегодовой показатель будет на 3% ниже, чем в 2022-2024 гг., и составит почти 1,18 млрд т. А на горизонте 2029-2031 гг. погрузка будет расти средним темпом 6,3% в год к 2026- 2028 гг. до 1,25 млрд т. Примечательно, что в первой из рассматриваемых трехлеток аналитики допускают рост лишь по одной крупной номенклатуре – удобрениям, тогда как во второй из них расти будет перевозка всех объемообразующих грузов – угля, нефтяных, строительных и удобрений.
Позитивный сценарий предполагает среднегодовую динамику погрузки до 2031 г. включительно на уровне 2,2%. В 2026-2028 гг. показатель будет расти на 0,2% к 2022-2024 гг. (1,22 млрд т), в 2029- 2031 гг. – сразу на 10% к предыдущей трехлетке до 1,34 млрд т, следует из отчета. Негативный вариант будет означать существенное снижение показателя в 2026-2028 гг. (-5,2%) до 1,15 млрд т и его рост на 4,4% в 2029-2031 гг. (1,2 млрд т).
Средняя динамика погрузки в период 2024-2031 гг. будет в таком случае на уровне 0,4% в год.
Реализация того или иного сценария будет зависеть в первую очередь от ситуации на рынках тех грузов, которые являются основной номенклатурой перевозок по сети РЖД, следует из отчета RSA. Помимо упомянутых это также зерно, руда, металлы и лесные грузы. Кроме того, на погрузку будет влиять ключевая ставка ЦБ – базовый прогноз предполагает ее среднее значение на уровне 12-13%. По подсчетам аналитиков, объем погрузки может превысить показатель 2021 г. (1,3 млрд т) лишь в 2029 г. и только в позитивном сценарии.
Прогноз погрузки в значительной степени зависит от финансового состояния ориентированных на экспорт отраслей, а они зависят от курса рубля, говорит гендиректор "Infoline-аналитики" Михаил Бурмистров. По его словам, в 2026 г. есть потенциал для восстановительного роста перевозок угля, в том числе на экспорт при условии ослабления рубля. Помимо этого, в 2026 г. возможен рост перевозок зерновых грузов, добавляет Бурмистров.
Вызов для перевозок сейчас во многом связан с позицией РЖД по нормированию порожнего парка грузовых вагонов на сети, считает эксперт. РЖД ведет работу по привлечению дополнительных объемов грузов, в том числе за счет реализации гибкой тарифной политики, повышения качества и доступности услуг, говорит представитель компании. Улучшение внешнеэкономической конъюнктуры и рост отгрузки массовых грузов, в том числе топливно-энергетических, металлургических, строительных и др., позволит переломить негативный тренд в грузовых перевозках, уверен он.
ВАГОННЫЙ БАЛАНС RSA также рассчитала объемы списания грузовых вагонов на основе достижения ими срока службы. Прогноз сделан без учета возможного опережающего списания парка и без продления срока его службы (за исключением некоторых типов подвижного состава).
Предполагается, что в 2025 г. будет списано в общей сложности 24 800 грузовых вагонов, более 40% из них – нефтебензиновые цистерны. В 2026-2028 гг. по достижении нормативного срока должно быть списано еще 86 600 вагонов, или 6% от парка на начало 2025 г. Это количество на 43% превышает аналогичный показатель в 2022- 2024 гг. В 2029-2031 гг. объем расчетного списания увеличится на 21% относительно 2026-2028 гг. и достигнет 104 800 шт. (7,6% от парка на начало 2025 г.). Наибольший объем списания в обе трехлетки будет приходиться на полувагоны: 48 300 единиц в 2026-2028 гг. и 80 800 шт. в 2029- 2031 гг.
Сейчас парк грузовых вагонов на сети РЖД составляет почти 1,4 млн единиц, в том числе 660 000 – полувагоны. С начала года общий парк вырос на 16 700 вагонов, в том числе парк полувагонов – на 11 000 единиц.
Поставки новых грузовых вагонов, как и в случае с погрузкой, разделены на три сценария. Базовый вариант предполагает, что в 2025 г. вагоностроители передадут собственникам 52 700 единиц подвижного состава, что на 30% меньше производства в 2024 г. В 2026 г., по прогнозам аналитиков, негативная динамика поставок грузовых вагонов на сеть сохранится. Этому будут способствовать низкий уровень грузовой базы на сети и административные действия РЖД, направленные на сокращение парка. Всего, как ожидается, будет поставлено 43 200 вагонов – на 18% меньше, чем в 2025 г. Относительно показателей 2024 г. снижение составит 42%.
Общие поставки грузовых вагонов на сеть в 2026-2028 гг. в базовом варианте составят 141 100 шт. – на 24% меньше, чем за 2022-2024 гг. Но в 2029-2031 гг. ожидается рост показателя на 15% к предыдущей трехлетке до 161 900 единиц подвижного состава. Основу обновления парка будут составлять полувагоны – их приток будет на уровне 78 000 и 104 000 шт. в первую и вторую трехлетки соответственно. Позитивный сценарий предполагает снижение поставок в 2025 г. на 27% до 54 900 единиц, в 2026 г. – на 16% к 2025 г. до 46 000 вагонов. В 2026-2028 гг., по прогнозу, показатель снизится относительно предыдущей трехлетки на 17% до 153 000 единиц, а в следующую трехлетку вырастет на 16% до 177 400 вагонов. Основу пополнения парка, как и в базовом сценарии, составят полувагоны.
В негативном варианте поставки в этом году будут на уровне 49 900 вагонов (-33%), а в 2026 г. – 40 300 единиц (-19% к 2025 г.). За период 2026-2028 гг. на сеть выйдет 129 600 новых вагонов (-30%), а за 2029- 2031 гг. – 149 000 шт. (+15%).
В первом полугодии 2025 г. в России было выпущено 30 100 грузовых вагонов, это на 15% меньше, чем в январе – июне 2024 г., писали "Ведомости" в июле со ссылкой на статистику отраслевого союза "Объединение вагоностроителей" (ОВС). При этом в поставках росла доля новых инновационных вагонов повышенной грузоподъемности: на них пришлось 11 600 единиц (+18% в годовом выражении).
ПРОФИЦИТНЫЙ ПАРК Грузовое вагоностроение в 2025 г. переживает переход от рынка продавца к рынку покупателя, говорит партнер и сооснователь RSA Александр Поликарпов. На объемы выпуска грузовых вагонов до 2031 г. будет оказывать влияние сдержанное восстановление перевозок, списание подвижного состава (около 216 000 шт. в 2025-2031 гг.), возможности и потребности клиентов, а также экспортный потенциал отрасли, перечисляет эксперт. По его словам, даже текущий уровень ставки ЦБ (17%) существенно ограничивает возможности клиентов по покупке новых вагонов. Кроме того, на фоне низкой базы перевозок часть вагонов становится невостребованной, что снижает надобность в новых вагонах, отмечает Поликарпов.
Состояние парка вагонов на сети РЖД считается профицитным на фоне падения погрузки и массового выпуска нового подвижного состава в прошлые годы. Например, по статистике ОВС, в 2024 г. в стране было собрано 73 500 грузовых вагонов, а объем списания составил 19 000 единиц. По данным Росстата, производство грузовых вагонов в 2024 г. выросло на 17% до 74 900 единиц, писали "Ведомости" в июле 2025 г. РЖД регулярно называет профицит парка проблемой для грузоперевозок. На апрель 2025 г. избыток подвижного состава при учете предъявляемого объема грузов составлял 295 000 вагонов, говорил заместитель гендиректора – начальник Центральной дирекции управления движением РЖД Михаил Глазков ("Ведомости" рассказывали об этом 18 апреля). Еще в феврале профицит оценивался в 400 000 вагонов.
Поликарпов также обратил внимание на развитие вагоностроения в Белоруссии и Казахстане. Это, по его словам, может привести к тому, что новые предприятия будут забирать часть заказов на пространстве 1520 (размер колеи в постсоветских странах), куда вагоны традиционно поставляли российские заводы. Но эксперт допускает, что в конце 2020-х гг. операторы и владельцы вагонов начнут активнее закупать парк, чтобы сгладить пик потребности первой половины 2030-х гг. Операторы в первую очередь должны компенсировать списание вагонов – это формирует минимальный базовый спрос, говорит президент НИЦ "Перевозки и инфраструктура" Павел Иванкин. Все, что сверх этого уровня, – конъюнктура рынка, куда относится повышенный спрос на тот или иной вид вагонов, поясняет он. Этот повышенный спрос формируется за счет различных факторов, в том числе роста объемов погрузки, увеличения оборота вагона, списания ранее назначенного срока службы, перечисляет эксперт. Но, по словам Иванкина, в ближайшие три года даже этот минимальный базовый спрос может не оправдаться из-за профицита парка на сети.
"Ведомости" направили вопросы в Минтранс и Минпромторг
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Ведомости Северо-Запад |
03.10.2025 |