01-10-25 / 2025
Новости отрасли
На профиците вагонов подымают ставки

На начало сентября избыточный парк оценивался около 230 тыс. ед.

Пути до востребования

По оценке Института экономики и развития транспорта (подведомственен ОАО "РЖД"), по состоянию на начало сентября профицит рабочего парка на сети достиг 228,4 тыс. вагонов.

При этом с начала 2025 года количество порожнего подвижного состава, направленного монополией во временное размещение вне перевозочного процесса, составило 187 тыс. ед., из которых 71 тыс. отставлена на путях общего пользования.

В РЖД подчеркивают, что сложившийся профицит обусловлен в первую очередь невостребованным парком.

Кроме того, считают в компании, многие собственники свои вагоны используют неэффективно с точки зрения технологии работы в целом. Подвижной состав непроизводительно простаивает в ожидании получения цели перевозки (без согласованного адресного назначения), что создает критическое влияние на инфраструктуру, как общего, так и необщего пользования, затрудняя подачу и уборку вагонов при взаимодействии с грузоотправителями. Тем самым нарушается ритмичность работы станций и предприятий, осуществляющих грузовые операции, информируют в РЖД.

Отрицательная динамика погрузки влияет на перенасыщение рынка услугами предоставления подвижного состава. По итогам 8 месяцев отправки каменного угля к прошлогоднему уровню сократились на 3,6%, строительных грузов – на 15%, черных металлов – на 17,4%, металлолома – на 35%. В связи с этим из имеющихся на сети 670 тыс. полувагонов в перевозках задействованы лишь 460 тыс. или 69%.

Вместе с тем, обращает внимание один из участников рынка, при снижении железнодорожной погрузки к прошлому году (за 8 месяцев этого на 5,4%) выросли коммерческие перевозки автотранспортом – рост составил почти 6%. Это указывает, в том числе, на то, что грузы с железной дороги уходят к конкурентам, о чем должны понимать в РЖД.

Отстой и плата

Вместе с тем процедура направления в отстой вагонов должна быть понятной и прозрачной, не оборачиваться для собственников кабальными условиями.

Резонанс в операторском сообществе вызвало предложение РЖД о повышении платы за отстой парка на путях общего пользования в 10 раз. В монополии информируют, что действующие расценки, которые регулируются Тарифным руководством, утвержденным приказом ФСТ России от 29 апреля 2015 года, в десятки раз меньше, чем при размещении на инфраструктуре необщего пользования.

Это, по мысли РЖД, приводит к тому, что владельцы вагонов не заинтересованы направлять незадействованный подвижной состав на пути ветвевладельцев, поскольку невыгодно. За последний год цена на размещение парка на этой инфраструктуре выросла в разы, утверждают в компании.

РЖД предлагают операторскому сообществу выйти с инициативой к правительству РФ о возможности регулирования оплаты простоя на путях необщего пользования.

Между тем не нашло понимание у монополии предложение операторов о предоставлении РЖД мест для размещения незадействованного парка по принципу дальше отстой – меньше плата. Опять же там ссылаются на то, что расценки определяются не компанией, а Тарифным руководством. Причем при нахождении вагонов на путях общего пользования свыше 60 суток предусмотрено снижение платы на 15%.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер01.10.2025