19-05-25 / 2025
Новости отрасли
На Магнитогорской дистанции придумали новое устройство для смазки рельсов

Проблема быстрого износа рельсовой стали, особенно в кривых участках железнодорожного полотна, знакома многим путейцам.

Чтобы замедлить этот процесс и повысить уровень безопасности движения, монтер пути Магнитогорской дистанции пути Евгений Камбаратов придумал устройство, позволяющее смазывать рельсы по всей длине участка.

Участок 2ЕП станции Магнитогорск-Грузовой достаточно оживленный: через него проходят составы, перегоняемые из одного парка в другой. Долгое время для смазки рельсов там использовались стационарные лубрикаторы СПР-02, которые требовали ежеквартального обслуживания и при этом функционировали неэффективно. Они обрабатывали рельсы лишь адресно, не охватывая всю кривую. Кроме того, на участок не мог пройти специальный вагон-рельсосмазыватель, из-за чего износ рельсовой головки был особенно сильным.

После капитального ремонта пути старые лубрикаторы демонтировали, и перед коллективом встал вопрос, как обеспечить равномерное нанесение смазки и тем самым уменьшить износ рельс. Евгений Камбаратов предложил использовать пустые бочки из-под смазки одной из российских нефтяных компаний, превратив их в переносные устройства. – Конструкция очень проста: в емкости проделали отверстие, куда вставили металлическую втулку, – объяснил железнодорожник. – К ней прикрепили обычный кран для регулировки подачи смазки, а уже к нему присоединили резиновый шланг, через который вещество равномерно распределяется по рельсу.

Такое решение позволяет за один проход обрабатывать всю кривую, а не отдельные участки, как при использовании старых лубрикаторов. Устройство обслуживают два монтера пути, которые заправляют бочку и проходят с ней по рельсам. – Новинку мы впервые испытали осенью прошлого года, – рассказал начальник дистанции Николай Кулябин. – С тех пор используем его регулярно. За это время износ рельсов в кривых значительно уменьшился. Одно из преимуществ – мобильность. В отличие от стационарных систем, бочку легко перемещать по мере необходимости. Важно, что изделие подходит и для использования на стрелочных переводах, особенно в переводных кривых.

После подсчета экономического эффекта стало понятно, что устройство еще и значительно дешевле своего предшественника. По словам Евгения Камбаратова, обслуживание лубрикаторов обходилось в 1,4 млн рублей в год. Новинка требует минимальных затрат. По предварительным расчетам, ее внедрение позволит экономить около 125 тыс. рублей в год. – Из простых вещей можно сделать что-то необычное, – отмечает рационализатор. – Не надо "изобретать велосипед" – иногда достаточно проанализировать проблему и найти простое решение.

Только за этот год Евгений Камбаратов оформил восемь рацпредложений. Изобретательской деятельностью он стал заниматься благодаря поддержке коллег и руководства. – Особо хочу поблагодарить бывшего главного инженера дистанции Андрея Неясова, который всегда верил в меня, – говорит железнодорожник. – Когда я только начинал делать рацпредложения, даже не думал, что получится. Говорил: "Я что, изобретатель, по-вашему?". Но Андрей Михайлович меня поддержал. Даже сейчас, работая в другом месте, он продолжает интересоваться моими успехами. Огромное ему спасибо!

Изобретение Евгения Камбаратова – отличный пример того, как рацпредложения могут улучшать производственные процессы без значительных затрат. Его устройство уже доказало свою эффективность, и не исключено, что в будущем оно найдет применение на других участках железной дороги.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок19.05.2025