20-05-25 / 2025
Новости отрасли
На дорогах – тишина

"РЖД-Партнер" представляет очередной ежемесячный обзор с указанием абсолютных значений ставок аренды вагонов (руб./сут.) на споте и ставок доходности вагонов (руб./сут.) по итогам истекшего месяца, оценок и прогнозов динамики на перспективу. В исследовании участвуют представители ведущих российских операторов, грузовладельцев, экспедиторских компаний, отраслевые эксперты.

Ставки сделаны и баста

В марте текущего года ситуация мало чем отличалась от той, что сложилась в феврале. В частности, формально можно было найти полу вагон по низким ставкам (до 2000 руб./сут.). Однако, по сути, клиент доплачивал, если хотел отправить груз с приемлемым для него уровнем простоев подвижного состава. Причем размер такой доплаты имел свойство увеличиваться. Пока это отразилось на ценах предоставления парка. И сложно было понять, какой характер носят указанные надбавки – временный или постоянный. Обычно ситуация корреспондировалась с поведением индекса доходности полувагона на ЭТП "Грузовые перевозки". Однако в последние месяцы данный показатель вел себя крайне неустойчиво: в марте увеличился на 2,4% к февралю текущего года, а в первой декаде апреля уменьшился примерно на столько же. И все же броски вверх в отдельные дни случались чаще, чем движение вниз.

Неоднозначность сложившегося тренда, связанного с базовой ставкой аренды на споте, корреспондировалась с двойственностью оценок грузовой базы: в марте спад в российской экономике проявился отчетливее, чем это было в феврале. Вместе с тем такой глубины спада, которая отразилась в зеркале железнодорожной погрузки за март, в российской экономике не наблюдалось. В январе и феврале 2025 года мы отмечали: "Следует признать, что вагоны немного лучше двигались в рамках сетевых схем и гораздо хуже – по региональным маршрутам, которые пересекались с участками высокой интенсивности перевозок. В результате появились новые зоны формирования локальных дефицитов парка и увеличились конвенции внутри РФ. При этом клиенты видели свободный парк, но наталкивались на запреты в АС "ЭТРАН" использовать его для погрузки".

Такой вывод оказался справедливым и относительно марта. Основные улучшения были отмечены на востоке. Тем не менее конвенций в сторону российских морских портов выпускалось по-прежнему много. Основная масса касалась южного направления. Сложности возникали и на Северо-Западе – в том числе с передачей вагонопотоков между ОЖД и СЖД (мурманский ход, подходы к станциям Большого порта Санкт-Петербург и Бронке). В центре РФ движение улучшилось. Вместе с тем выросло количество ограничений на движение в сторону Сибири и Урала.

Источник в ОАО "РЖД" пояснил, что на железных дорогах в марте были готовы принять дополнительные объемы грузов. Но только в том случае, если клиенты могли разместить достаточное количество порожних вагонов на путях необщего пользования. К сожалению, основным препятствием становились места выгрузки: там грузополучатели не могли принять дополнительные груженые вагоны, поскольку не могли освободить пути от порожних вагонов после выгрузки.

"Если владельцы путей необщего пользования увеличат емкости своих железнодорожных полигонов, то в ТЦФТО будут готовы отправить туда дополнительный грузопоток", – пояснил источник, знакомый с ситуацией на сети.

Иными словами, в борьбе с "лишним" парком на железных дорогах стали удерживать порожние вагоны без оформления документов, побуждая тем самым клиентов использовать прежде всего именно эти вагоны под погрузку (вне зависимости от заключенных договоров с другими операторами). Если клиенту не удавалось их куда-то пристроить и пути необщего пользования оказывались переполненными, то далее следовала конвенция на отправку в его адрес груженых вагонов. Такая ситуация, в частности, была характерной для ряда морских портов Северо-Запада, а также предприятий Сибири и Урала.

Итак, застрявшие на путях необщего пользования порожние вагоны перевозчик стал использовать для побуждения клиентов развивать инфраструктуру путей необщего пользования. Ход, конечно, интересный. Но не все сочли нужным вкладываться. И оборотной стороной медали стало снижение погрузки на РЖД и максимальное переключение отправок готовой продукции на автотранспорт – даже тех номенклатур, которые традиционно тяготели к железной дороге. Например, угля для ЖКХ.

Погрузку держат, но не поддерживают

Напомним, что погрузка угля в марте снизилась до 28,5 млн т, что на 5% меньше, чем за аналогичный период 2024 года. У экспертов в связи с этим возник вопрос: "Говорить надо о том, чем восполнятся потери экономики РФ от выбытия угольных доходов и насколько это могут быть высокодоходные несырьевые грузы и когда? Ведь мы понимаем, что доходы от угля обеспечивают чуть более 20% выручки ОАО "РЖД" и заместить их полностью будет нечем". В связи со сложившейся обстановкой в Минтрансе РФ предложили ряд мер для стимулирования погрузки. В частности, рассмотреть снижение НДПИ для угля, который определяет Минэкономразвития РФ. Однако это вопрос перспективы, считает партнер Kasatkin Consulting Дмитрий Касаткин: предложения о том, как быть в условиях, когда транспортировка, перевалка и фрахт занимают до 70-75% от экспортной цены угля и даже относительно стабильный спрос со стороны Китая не гарантирует прибыльности сделок, стали готовить только в апреле. Другая идея Минтранса для поддержки погрузки – рассмотреть вопрос введения механизмов мониторинга и реагирования на изменение стоимости предоставления вагонов под перевозку и стоимости портовых услуг для снижения избыточного влияния на общую стоимость перевозки. Идея была адресована ФАС РФ. Правда, тут возникла не увязка: динамика ставок операторов – ниже, чем у перевозчика (во всяком случае, относительно полувагонов). Но оценивать влияние тарифа РЖД почему-то не предлагалось. И вообще – среди мер поддержки погрузки в Минтрансе также указали на те аспекты, на которых настаивал перевозчик. Предложения участников рынка практически не были учтены. А ведь из них следовало, что погрузку вниз в 2025 году потянули именно те меры по оптимизации движения, которые были приняты перевозчиком. И все эти меры в той или иной степени поддержаны Минтрансом РФ, отметили участники рынка. Следовательно, клиентам понятно, что ожидать на железной дороге смены отрицательной динамики погрузки на позитивную пока не приходится.

Все это оказало дополнительное давление на базовую ставку аренды полувагонов на споте. Ставки стояли, а не падали. Поэтому в марте базовую ставку аренды мы оставили неизменной – на уровне февраля (3100 руб./сут.).

Пока перевозчик продолжает гнуть свою линию на борьбу с "лишним" парком и ограничивать перемещение порожнего парка, ожидать дальнейших изменений базовой ставки аренды полу- вагонов на споте не приходится. Взять более высокую планку сложно. Но и вниз ей опуститься не позволяет обстановка на сети.

Остается добавить, что коридор колебаний ставок аренды полувагонов в марте расширился – в сторону верхней границы. Ставки аренды инновационных полувагонов в марте держались в среднем на 3-5% выше, чем на типовые. Но явно стремились подрасти. Особенно это было заметно в начале апреля на востоке. Ставки на полувагоны по длительным контрактам в марте текущего года по сравнению с февралем не изменились.

Что касается других типов подвижного состава, то тут перемен немного.

В ряде сегментов видно, как и для полувагонов, расширение коридора колебаний ставок аренды в сторону верхней границы. Это коснулось крытых вагонов с объемом кузова более 160 куб. м, цементовозов и универсальных платформ. Базовые ставки аренды крытых вагонов с объемом кузова 158 куб. м и длиннобазных лесовозов снизились.

Сложнее себя вели ставки доходности. На крытые вагоны они увеличились – по ряду причин, включая расходы на подачу порожнего парка. На зерновозы и лесовозы – наоборот, снизились.

Пока перевозчик продолжает гнуть свою линию на борьбу с "лишним" парком и ограничивать перемещение порожнего парка, ожидать дальнейших изменений базовой ставки аренды полувагонов на споте не приходится Источник в ОАО "РЖД" пояснил, что на железных дорогах в марте были готовы принять дополнительные объемы грузов. Но только в том случае, если клиенты могли разместить достаточное количество порожних вагонов на путях необщего пользования

 

Источник Дата Наименование материала

РЖД-Партнер

20.05.2025