27-01-25 / 2025
Новости отрасли
Мир близок к великой депрессии?

В наступившем году участников рынка грузовых перевозок ждет, во-первых, повышение налогов, а во-вторых, снижение спроса на их услуги.

Производители стройматериалов, а также угольщики уже испытали на себе его падение, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Спрос, конечно, попробуют поддержать бюджетным импульсом, именно для этого и повышают налоги, но одновременно Центробанк в битве с инфляцией продолжит политику по повышению ключевой ставки. Снижать ключевую ставку нельзя повысить Этот год надо просто пережить, такое заявление сделали экономисты за деловым завтраком, который организовал "РЖД-Партнер" в рамках конференции "Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство". В 2024 год Россия вступила с прогнозом по инфляции в 4,5%. Весь этот год Центробанк пытался остановить рост данного показателя, но в итоге уровень накопленной инфляции составил 8,8%. Главная интрига 2025 года – перешагнет ли инфляция отметку в 10%, об этом говорит главный научный сотрудник Института экономики РАН, д. э. н. Игорь Николаев. Хотя, тут же признается эксперт, для экономики России уже нет принципиальной разницы этой величины.

"Уже ясно, что инфляция вне прогнозов. Что из этого следует? Только одно: регулятор продолжит борьбу и будет повышать ключевую ставку. И даже не на один процентный пункт", – продолжает он.

Центробанк действует строго по Конституции: главный закон страны именно его назначил ответственным за устойчивость национальной валюты. Но механизмов у регулятора немного: или повышать ключевую ставку и таким образом останавливать инфляцию, или не повышать. Этот механизм, кажется, работал всегда, но в 2023 году начал сбоить.

"В декабре 2023 года при инфляции в 7,4% Центробанк повысил ставку до 16%. Инфляция должна была остановиться. Но нет! Сейчас она около 10%, а ключевая ставка уже достигла 21%. Очевидно же, действия ЦБ не срабатывают", – рассуждает И. Николаев.

Центробанк, повышая ключевую ставку, намерен увеличить стоимость кредитных денег и таким образом остановить рост инфляции, добавляет экономист. Но экономику России последние три года подпитывают бюджетными деньгами, которые по определению не могут быть дорогими. По словам эксперта, экономику России последние несколько лет двигает бюджетный импульс, который сохраняет спрос на высоком уровне. Более того, в документах правительства РФ прямо написано о необходимости стимулирования спроса на ближайшие три года. А это значит, что повышение ключевой ставки при сохранении бюджетного импульса не принесет значимый положительный результат, считает И. Николаев. Он подчеркивает, что бюджетная политика России одновременно решает две задачи: первая – это стимулирование спроса, вторая – его ограничение. Экономика страны в условиях столкновения важнейших политик не может долговременно и устойчиво развиваться, восклицает экономист. Более того, по его словам, долгосрочные кредиты (а именно их берут на развитие бизнеса российские предприниматели) дорожают более интенсивно: в ноябре 2023 года средневзвешенные процентные ставки, по данным ЦБ, на срок свыше трех месяцев составляли 11,8%, а в апреле 2024-го ставка поднялась до 15,1%. За этот же период на кредиты сроком до полугода ставка выросла с 16,6 до 18,1%. То есть долгосрочные кредиты дорожают более интенсивно. А высокие ставки по долгосрочным кредитам крайне обременительны. "С чем это сравнить образно? Когда я учился в автошколе, то одной из распространенных ошибок у учеников была такая – они забывали снять машину с ручного тормоза. Так вот, высокая ключевая ставка для бизнеса – это как поездка с включенным ручным тормозом. Да, движение какое-то будет, но тормозные колодки, диски сотрете в хлам. Долго так бизнес не протянет", – продолжает экономист.

Замедление региональной экономики идет по всем параметрам в последние два года, подтверждает профессор географического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, д. г. н. Наталья Зубаревич. III квартал 2024 года по всем характеристикам демонстрирует худший результат, если сравнивать его с I. Добывающая отрасль уже с конца прошлого года "генерирует минус". "В I квартале чуть-чуть подпрыгнули, и все", – добавляет она.

"В числе тех, кто получил наиболее значительный урон, – Кузбасс. У него падение на 10%. Битва за спасение номенклатуры идет между Минэнерго и РЖД, правда, результат не очень непредсказуем. Скорее всего, будет какое-то половинчатое решение. Но ситуация в Кемеровской области очень плохая! Доходы регионального бюджета, если смотреть по планам по поступлению налога на прибыль, рухнули на 60%", – констатирует Н. Зубаревич. "Посмотрим, как они побьются с РЖД", – добавляет профессор.

Великая депрессия, здравствуй! Мир подходит к очень непростому моменту. Бизнесмены многих стран разъединились, они не рассматривают своих прежних торговых партнеров как надежных, заявляет главный экономист "ПФ Капитал" Евгений Надоршин. Новый мир называют многополярным, и это приведет к деглобализации. Е. Надоршин не опровергает новые определения. Но он считает, что новый путь может привести к новой Великой депрессии. "Добро пожаловать. Это тот же многополярный мир и деглобализация. И в таком мире динамичный рост – это большой вопрос. А что будет вместо него, пока еще кажется открытым вопросом, но ни один из предлагаемых ответов оптимизма не внушает", – говорит он.

Все участники рынка грузоперевозок уперлись в дефицит провозных возможностей Восточного полигона. Но сохранится ли внешний спрос на российские грузы в этом и будущих годах? Угольщики в условном 2022 году могли себе позволить везти груз не по Восточному полигону, а выйти из портов русской Балтики, обойти мыс Доброй Надежды и доставить груз в Индию или Китай. Но в 2024 году такой маршрут – непозволительная роскошь, потому что стоимость логистики, как и цена самого груза, изменились, рассуждает экономист. Он не заготовил хороших новостей для грузовладельцев и перевозчиков. Наоборот, они у него недобрые. Спрос на российские товары прямо или косвенно определяет Китай. И спрос на российское сырье уже падает, как отмечает Е. Надоршин.

"С 2008 по 2023 год госдолг Китая по отношению к ВВП вырос втрое. Рост все тяжелее дается Китаю, мы это уже видим, просто это не так просто признать. Спрос на сырье из России падает, им уже не нужно столько.

Поднебесная уже ввела пошлины на наш уголь. Не исключено, что аналогичное произойдет и с металлом, и с рудой. Будет ли грузоотправителям после этого так же интересно отправлять грузы в Китай? Возможно, сейчас удачный момент, и оптимальная стратегия для российских грузоотправителей – выгрузить свое сырье по максимуму, используя все транспортные коридоры.

Стратегия "бодаться" за Восточный полигон, выжимая конкурентов и теряя экспорт, пусть сейчас и выгоднее для многих отдельных компаний, в такой ситуации для экономики и общества непривлекательна. Завтра, возможно, спроса уже не будет, и те товары, которые не удалось экспортировать сегодня, станут безвозвратными потерями. Великая депрессия названа великой, потому что многие экономики в мире падали годами и очевидных решений по выходу из кризиса не наблюдалось. В том экономическом периоде, в который мы входим, сырье тоже, скорее всего, дорогим не будет, а спрос на него может сокращаться с каждым годом на протяжении нескольких лет", – говорит он.

Экономика всех четырех металлургических регионов России – Липецкой, Вологодской, Челябинской и Свердловской областей – уже стоит на нуле.

Хотя, оговаривается Н. Зубаревич, ситуация в Свердловской области чуть получше, так как этот регион работает на военный комплекс. Но в целом производство стали и проката в отрицательной зоне, пока это минус 7,5%.

Что дальше? Падение почувствуют на себе перевозчики, так как объем отправки номенклатуры снизится. Причин для роста производства нет. Стройка встала, заявляет Н. Зубаревич. "Остановилось не только жилищное строительство, но и производственное", – подчеркивает она.

В темпах строительства и ввода жилья потеряли даже лидеры прежних лет – Москва и Московская область. Это знак для всего рынка. Два года назад, в 2023 году, в топе по инвестициям в строительство значился Дальний Восток.

Тогда их объем достигал 20% от общего размера вливаний. В первые 3 квартала 2024 года инвестиции "усохли" и здесь, теперь их размер всего плюс 9%.

"Все! Ни ресурсов, ни возможностей дальше расширять Восточный полигон нет. И это подтверждает инвестпрограмма РЖД на 2025 год. Сокращение по Восточному полигону очень сильное", – говорит эксперт.

Впрочем, и жилищное строительство не может вытянуть показатели в плюсовую зону. Среди лидеров по темпам жилищного строительства – регионы, где еще работает дальневосточная ипотека, и "отдельные регионы, в которых инвесторы считают, что спрос на новостройки будет всегда". "Но охлаждение будет и здесь, – продолжает Н. Зубаревич. – Колоссально растет жилищное строи тельство в тех регионах, откуда набрали контрактников, – это Бурятия, Якутия, Забайкалье. В этих регионах динамика роста превышает 30%.

Ждать ли охлаждения? Да. Но оно будет не столь значительно".

Береги кадры смолоду "У меня для вас есть неприятные новости", – говорит Н. Зубаревич, а участники делового завтрака, кажется, уже и не удивляются. По словам экономиста, долгожданного замедления роста заработных плат нет и не будет в ближайшем году. В 2024 году зарплаты в среднем выросли на 18%. В регионах, работающих на ВПК, рост более значительный, до 23%. Но разница сглаживается, потому что "гражданские предприятия тоже пытаются удержать работников".

"Зарплатная гонка не остановилась в 2024 году и не остановится в 2025-м. А это значит, что инфляционная раскрутка продолжится. По реальным доходам населения замедления тоже почти нет, люди как потребляли продукты, так и потребляют. То есть спрос растет. А это значит одно: сохранились все условия для продолжения роста инфляции. Как с этим бороться? Не очень понятно", – рассуждает она.

У населения растут вклады. Банки, чтобы привлечь дешевые деньги, повышают ставки. Объем вкладов от населения уже оценивают в 53 трлн руб.

"Это фантастика", – говорит Н. Зубаревич. Что в 2025 году? Рост и спроса, и накоплений продолжится. А уровень безработицы одновременно стремительно сокращается. На 1 процентный пункт с января 2022 года, а к концу 2024-го темп снижения составил 0,6 процентных пункта год к году. "И это тоже плохие новости", – об этом говорит экономист, к. э. н. Николай Кульбака.

"Терять больше некуда. России больше неоткуда брать рабочую силу", – комментирует он такую динамику. Более того, если верить статистике, то за последние 2 года трудо способного населения даже стало немного больше.

Экономиста показатели увеличения числа трудового населения не удивляют.

Однако это временный эффект. Вызван он пенсионной реформой. Уже сейчас 20% трудоспособного населения – пенсионеры. И в ближайшие несколько лет эта доля будет возрастать. А число трудоспособного населения значительно сокращается, продолжает экономист и ссылается на прогнозы, составленные в 2021 году. Поэтому он тут же оговаривается, что сейчас "картинка" может быть еще хуже, потому здесь не учтены "события последних трех лет".

"Реально уменьшение численности трудоспособного населения в России мы будем видеть ежегодно примерно на 200 тыс. человек, – это оценка по нижнему уровню. Фактически это количество может быть существенно больше", – признается Н. Кульбака.

По его словам, предприятия должны нанять на смену кадрам, достигшим 60-летнего возраста, тех, кому только-только исполнилось 25 лет. Но их мало. Эксперт назвал еще одну особенность российского рынка труда: 20% безработных – это люди старше 50-ти и еще 20% – люди младше 25 лет. И именно их придется нанимать работодателям.

"Кадры теперь надо доучивать или учитывать возрастные особенности.

Ситуация лучше не будет", – комментирует статистику Н. Кульбака.

Согласно статистике, приведенной экономистом, россиянки чаще ищут работу, по данным на октябрь 2024 года, их доля среди безработных составляет 50,8%. Причем женская безработица выше мужской. Она сейчас на уровне 2,4%, тогда как мужская – 2,2%. "Это тот сегмент, который придется использовать", – комментирует Н. Кульбака.

Кадры придется искать на селе, здесь сравнительно большая безработица, 3,8%. Регионы с самой высокой безработицей – это национальные республики, такие как Ингушетия (26%), Дагестан (10,5%), Карачаево-Черкесия и Северная Осетия (обе по 8,8%). Нет безработицы в нефтедобывающих регионах и в Москве. В последней почти нет, здесь ее доля меньше 1%. В Петербурге, для сравнения, – 1,5%. Еще чуть больше, в 1,6%, в Красно ярском крае.

"Большинство регионов испытывают чудовищную нехватку трудовых ресурсов.

Если безработица на уровне в 1% – это значит, что все трудовые ресурсы задействованы, смотрите, что в Москве творится. И резервов повышения нет", – констатирует Н. Кульбака.

И про гонку зарплат. Она, в этом экономисты уверены, уже не спасает.

Работодатели предлагают деньги тем, кто не хочет работать. А те, кто хотят, уже работают. Поэтому надо или удерживать кадры, или платить больше новичкам, которых необходимо еще обучить. Деловой завтрак участники транспортного рынка покидали молча. Наступивший год нам всем надо как-то пережить и переждать.

Долгожданного замедления роста заработных плат нет и не будет в ближайшем году. В 2024 году зарплаты в среднем выросли на 18%. В регионах, работающих на ВПК, рост более значительный, до 23% В документах правительства РФ прямо написано о необходимости стимулирования спроса на ближайшие 3 года. А это значит, что повышение ключевой ставки при сохранении бюджетного импульса не принесет значимый положительный результат

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер27.01.2025