По итогам I квартала 2025 года объем погрузки на сети РЖД сократился на 6,1% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Показатель составил 277,7 млн тонн. Снижением погрузки обеспокоен Минтранс РФ – в начале апреля под руководством Министерства прошло совещание, на котором были рассмотрены текущие показатели и планы по выходу из ситуации на ближайшее будущее. По итогам совещания был принят план мероприятий для увеличения объема перевозки грузов железнодорожным транспортом до конца 2025 года.
План Минтранса Согласно протоколу совещания, в котором поучаствовали представители федеральных органов власти, а также бизнес-сообщества, Минтранс России и РЖД совместно должны держать на контроле вопросы ритмичной выгрузки вагонов в морских и крупных речных портах, ожидаемый эффект – увеличение перевозки грузов до 2,5 млн тонн. Увеличить погрузку должны еще несколько мер, обозначенных в плане: например, внесение изменений в статью 17 Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" в части наделения Минтранса России полномочиями устанавливать правила приписки; проработка вопроса увеличения штрафных санкций для грузоотправителей за неисполнение или частичное исполнение принятых заявок ГУ-12 (статья 94 Федерального закона № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ") (обозначенный эффект – увеличение перевозок грузов до 2 млн тонн). Часть мероприятий плана должна отразиться на конкретных грузах, а именно на строительных грузах и зерне.
Так, для увеличения перевозки зерна до 1 млн тонн Минсельхозу России, Минтрансу России и ОАО "РЖД" предлагается рассмотреть вопрос субсидирования железнодорожных перевозок зерна всеми видами отправок, в том числе контейнерными, при направлении продукции в порты СЗФО; для увеличения перевозки строительных грузов до 2 млн тонн Минпромторгу России, Минтрансу России и ОАО "РЖД" поручено проработать вопрос корректировки баланса спроса и предложения строительных грузов в рамках ЕАЭС. Всего разработано 17 ключевых мероприятий.
Больше прав для перемещения порожняка?
Сразу несколько пунктов плана предусматривают мероприятия по расширению полномочий перевозчика в части перемещения вагонов. Для этого предлагается внести изменения в Правила перемещения порожних вагонов на железнодорожном транспорте, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2015 г. № 1180, в части исключения ограничений расстояния перемещения вагонов. Также изменения предполагаются в ст. 44 Федерального закона от 10.01.2003 г. № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" – в части наделения перевозчика и владельца инфраструктуры правом пере мещения вагонов не только с припортовых, но и с иных станций, а также сокращения периода времени на уведомление владельца вагонов о предстоящем перемещении.
Ожидается, что реализация плана позволит увеличить объемы перевозок на несколько миллионов тонн и снизить логистические проб лемы. цитата "План выглядит несистемно, в нем нет никакой конкретики. Его можно назвать "план проработать-рассмотреть". После проработки и рассмотрения нужно готовить четкий план, основываясь на той модели, которую видят РЖД и Минтранс в перспективе хотя бы на ближайшие 5 лет. По моему мнению, необходимо иметь по крайней мере 2-3 сценария. Первый – продолжение переориентации грузов в Китай, второй – снятие санкций и переориентация грузопотока на запад, третий (пессимистический) – все останется как есть, санкции усилятся. Здесь важно, в какие сроки закончится СВО. Текущий план Минтранса содержит точечные, неконкретные изменения. Скорее всего, это имеет целью сгладить негативную реакцию грузовладельцев, ППЖТ и операторов. Я уверен, что у Минтранса и РЖД есть понимание, к чему они хотят прийти, но они не хотели бы делать этот план публичным".
Александр Маняхин, исполнительный директор СРО Ассоциация "Промжелдортранс"
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер | 20.05.2025 |