Борьба с инфлированными заявками грузоотправителей набирает обороты. Кроме принципа "вези или плати" Минтранс предлагает ввести и обязательство грузоотправителя согласовывать заявку на перевозку груза с владельцами подвижного состава.
ДЕРЖАТЬ СЛОВО
"Действующим законодательством не предусмотрено обязательное согласование грузоотправителем заявки на перевозку грузов в не принадлежащих ему вагонах с оператором железнодорожного подвижного состава. Отсутствие такой обязанности дестабилизирует ритмичность перевозок, приводит к неэффективному использованию железнодорожных путей общего пользования и негативно влияет на качество планирования перевозок", – объясняется необходимость изменений в пояснительной записке к законопроекту о внесении поправок в Устав железнодорожного транспорта.
На брифинге в июле заместитель генерального директора ОАО "РЖД" – начальник Центральной дирекции управления движением Михаил Глазков отмечал, что за первую половину текущего года объем согласованных по форме ГУ-12, но не предъявленных к перевозке грузов составил 127,2 млн тонн.
Борьбой с "читерством" со стороны грузоотправителей Минтранс объяснял и инициативу ввести в законодательство принцип "вези или плати" ("Гудок" писал об этом в №148/149 от 02.10.2025). "На сегодняшний день перевозчик, являющийся одновременно владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, не имеет гарантий от грузоотправителя по предъявлению грузов к перевозке", – отмечали авторы поправок.
В пояснительной записке к документу Минтранса о внесении поправок в Устав подчеркивается, что в целях согласования как можно большего объема заявок на перевозку грузов на дефицитных направлениях недобросовестные грузоотправители все чаще искусственно завышают имеющуюся у них грузовую базу при отсутствии реальной потребности в перевозке.
В итоге "распределение пропускных и провозных возможностей инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования осуществляется на основе недостоверной информации, что ущемляет интересы грузоотправителей, потребность которых в перевозке не удовлетворяется из-за инфлированных заявок".
ПО ВЗАИМНОМУ СОГЛАСИЮ
Для решения этой проблемы статью 11 Устава железнодорожного транспорта предлагается дополнить пунктом следующего содержания: "Если перевозка планируется в вагонах, не принадлежащих перевозчику или грузоотправителю, заявка представляется перевозчику после ее согласования с владельцем вагонов, указанным в заявке".
Обязательное согласование предлагается ввести и для замены подвижного состава. Если поправки будут внесены, особенности представления и согласования заявок в условиях ограниченной пропускной способности инфраструктуры будут определяться Правительством РФ.
ДАВНО ПОРА
Повышение уровня участия в системе планирования перевозок – назревшая задача, говорит президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин.
"Ответственность грузоотправителя перед железной дорогой Уставом определена, а перед оператором – нет. "Одна заявка – один вагон с заменой по обязательному согласованию" – такой принцип приведет к улучшению качества планирования, что, в свою очередь, снизит потребность в перезаказе", – уверен эксперт.
По мнению основателя проекта N.Trans Lab Марии Никитиной, предлагаемая мера направлена на то, чтобы упорядочить не только груженые, но и порожние рейсы.
Сейчас, по ее словам, порожняк активно забивает железнодорожную инфраструктуру, причем многие операторы заинтересованы в таком порядке вещей. "Мера неплохая, но стоит вводить ее не параллельно с другими, а последовательно, чтобы понять, что, как и где работает", – говорит Мария Никитина.
В операторском сообществе инициативу Минтранса восприняли неоднозначно.
"Безусловно, заявки грузоотправителя перевозчику и оператору нужно увязать. Однако ставить грузоотправителя в зависимость от оператора категорически нельзя", – заявили в одной из крупнейших транспортных компаний. Такие ограничения, по мнению собеседника "Гудка", приведут к росту кэптивного парка вагонов или числа операторов, которые обслуживают ограниченное число грузоотправителей, что также является условной формой кэптива.
Непонятно, как в новых условиях будут работать экспедиторские компании, которые в ряде перевозок стратегических грузов играют важную роль, отмечает представитель железнодорожного оператора.
Помимо прочего, процесс согласования заявок с оператором нагружает грузоотправителя дополнительной работой, что может привести к дальнейшему переключению грузов на альтернативные виды транспорта, высказывают сомнение участники рынка.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Гудок |
07.10.2025 |