Комитет Государственной думы по транспорту и строительству на своем заседании рекомендовал к рассмотрению в первом чтении уточненный законопроект Минтранса, который определяет требования к тем объектам, которые относятся к особо опасным и технически сложным. Список таких объектов будет сокращен. Это позволит строить инфраструктуру, которая не подпадает под данную категорию, быстрее и дешевле.
Исключение из перечня особо опасных объектов таких сооружений, как навесы на платформах, позволит строить их быстрее и дешевле. Законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части уточнения объектов инфраструктуры воздушного и железнодорожного транспорта, относящихся к особо опасным, технически сложным объектам" был внесен в Госдуму осенью 2017 года, однако после сбора предложений текст был уточнен.
Минтранс предлагает определенные критерии той инфраструктуры, которая будет относиться к перечню особо опасной и технически сложной. В него войдут тоннели длиной более 500 м, мостовые переходы с высотой опор от 50 м, сортировочные горки с объемом переработки более 3,5 тыс. вагонов в сутки, вокзалы с расчетной вместимостью свыше 900 пассажиров, а также ряд других элементов инфраструктуры.
Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, сейчас, согласно статье 48 Градостроительного кодекса РФ, в перечень особо опасных и технически сложных объектов входит вся авиационная и железнодорожная инфраструктура. Это означает, что при ее строительстве нужно закладывать дополнительные 10–15% прочности, использовать более дорогостоящие материалы и массивные фундаменты. Также требуется обязательно оборудовать их системой мониторинга с выводом данных на центральный пункт контроля. Эти нормы относятся даже к билетным павильонам, административно-хозяйственным зданиям и железнодорожным платформам, которые технически не участвуют в движении.
"Остальные объекты могут проектироваться, строиться и содержаться как обычные градостроительные сооружения, – пояснил статс-секретарь – заместитель министра транспорта Сергей Аристов. – Это значительно удешевит инфраструктуру для собственников и уменьшит их расходы на строительство".
По словам заместителя руководителя Департамента капитального строительства ОАО "РЖД" Дмитрия Богданова, это действительно снизит стоимость строительства, однако самое главное – сократится время на подготовку документации, и сам процесс станет проще.
"Каждый объект индивидуален, имеет собственный договор на Главгосэкспертизу в части инженерных изысканий, его конструкция рассчитывается по специальной методике, – говорит Дмитрий Богданов. – Главгосэкспертиза оценивает сложный и опасный объект как минимум 60 дней, а если рассматривать его как рядовой, то это будет быстрее".
Генеральный директор АО "Росжелдорпроект" (входит в Группу компаний 1520) Алексей Тихонов также замечает, что вопрос для отрасли очень актуален, поскольку сегодняшние правила технически и экономически необоснованны и не соответствуют жизненным реалиям.
"К примеру, в законодательстве есть такой экзотический пункт: для проектирования объектов с повышенным уровнем опасности необходимо "научное сопровождение". Для чего это надо, внятно объяснить никто не может, – говорит Алексей Тихонов. – Но при прохождении Главгосэкспертизы получаем замечания по объекту реконструкции и развитию Московской кольцевой железной дороги: для сооружений повышенного уровня ответственности (эвакуационный лестничный сход, досмотровый павильон, навес над платформой) не предусмотрено научно-техническое сопровождение. Формально эксперт прав, но здравого смысла в этом замечании нет. Это просто пример тех несуразностей в действую-щих нормах, которые есть сейчас и требуют отмены".
По мнению Алексея Тихонова, стоимость строительно-монтажных работ в случае пересмотра требований снизится на 10–15%. Именно этот коэффициент – от 1,1 до 1,15, "за повышенный уровень ответственности", – сейчас закладывается проектировщиками при проектировании практически всех железнодорожных объектов.
После рассмотрения на заседании комитета по транспорту и строительству депутаты приняли решение вынести законопроект на первое чтение. Оно запланировано на 26 января.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Гудок | 24.01.2018 |