В апреле в Минске прошла III Международная конференция по железнодорожной логистике с участием представителей из 9 стран, где обсуждались вопросы цифровизации, развития контейнерных перевозок и интеграции транспортных коридоров. Целью конференции стала выработка действенных логистических решений в условиях глобальных изменений транспортной логистики для развития перевозок транзитных и белорусских экспортных грузов в сообщении Восток-Запад-Восток, включая инициативу "Один пояс, один путь" и по международному транспортному коридору "Север-Юг". Советник гендиректора ЮКЖД по стратегическому развитию Алексей Лерон стал участником обсуждений и рассказал РЖД-Партнеру, какие решения удалось найти экспертному сообществу.
– Алексей, какие ключевые тренды и вызовы в железнодорожной логистике обсуждались на конференции?
Какие темы вызвали наибольший интерес у участников?
– Главной темой стал ускоренный переход к цифровизации железнодорожной логистики: от внедрения умных систем мониторинга подвижного состава до платформенных решений, интегрирующих весь путь следования груза – мультимодально и в режиме реального времени. Значительное внимание уделялось контейнеризации перевозок: страны "пространства 1520" пока находятся на уровне 15-20% контейнеризации, что значительно уступает Китаю (~75%) и Европе (~70%). Гостями конференции стали представители Минтранса, логистических операторов, технологических стартапов и операторов цифровых платформ из девяти стран. Они обсуждали не только вопрос ускоренного движения грузов, но и снижение себестоимости, повышение предсказуемости, внедрение сквозных цифровых цепочек и инфраструктур, способных выдерживать нагрузки и стрессы роста.
Кроме технических тем активно обсуждались вызовы геополитики и санкционной неопределенности. Это заставило участников искать новые маршруты, ускоренный вывод проектов по альтернативным направлениям – например, через Южный Кавказ и страны Центральной Азии. Были подняты вопросы устойчивого развития: тренд ESG, адаптация инфраструктуры к "зеленой" логистике, снижение углеродного следа перевозок и то, как ИТ-инструменты помогают отслеживать эти показатели.
Важным выводом стало то, что цифровая зрелость стран-участниц сильно отличается. Пока что между странами нет единой дорожной карты, регламентирующей цифровизацию транспортных хабов, обмен данными ИТ-систем. Именно это заставило участников задуматься о необходимости создания общей платформы на евразийском уровне, где цифровизация идет синхронно с модернизацией инфраструктуры.
– Какие страны представили наиболее интересные доклады? Какие практики или решения, по-вашему, особенно достойны внимания с точки зрения цифровизации или контейнеризации перевозок?
Российская делегация, включая представителей РЖД, поделилась опытом цифрового взаимодействия с мультимодальными операторами. Особенно ценным оказался доклад о проекте "Евразийский Агроэкспресс", нацеленном на ускоренную транспортировку агропродукции между Россией и Беларусью. Суть в том, что цифровая трасса позволяет отслеживать контейнер практически в режиме real-time, что значительно упрощает логистику, устраняет простои в портах и сокращает время доставки.
Также была презентована пилотная система "Цифровой контур 1520", в рамках которой РЖД разрабатывает сервисы сквозного цифрового взаимодействия между станциями, пунктами и грузоотправителями. Доклад сопровождался демонстрацией архитектуры API и примеров интеграции с казахстанскими и белорусскими системами. Вышеописанная инициатива увязывалась с логистикой "зеленого зернового коридора", где особое внимание уделяется снижению потерь и расширенному прогнозированию при транспортировке агрогрузов с учетом климатических вызовов.
Выступления российских представителей продемонстрировали готовность РЖД менять устоявшиеся практики: внедрение ИИ в оптимизацию расположения состава, перевод части операций на цифровые платформы, а не на бумажные логистические схемы. Это стало важным сигналом для международной аудитории: российская железнодорожная система готова меняться и активно стремится синхронизироваться с глобальными логическими цепями.
– Какой подход к развитию международных транспортных коридоров был представлен? Обсуждались ли конкретные проекты или соглашения в рамках интеграции логистических маршрутов?
– Участники подробно проанализировали пути интеграции цифровых "железнодорожных коридоров" с мультимодальной логистикой. Основной акцент был на взаимодействии РФ, Казахстана и Беларуси – в частности, по транспортному коридору Север-Юг, где "РЖД" продвигает цифровую синхронизацию технических стандартов, а также внедрение единого регламентного пространства. Отмечалась важность стандартизации контейнеров, разметки вагонов и цифровой синхронизации системы сбора данных.
Обсуждались также перспективы включения коридора в глобальную сетку "Один пояс, один путь". Были подняты темы терминальных мощностей, перевалки грузов в портах Усть-Луга и Санкт-Петербург, совместных инвестиций в магистрали Баку-Тбилиси-Карс, а также создающейся кооперации мощностей между операторами из РФ и стран-участниц. При этом внимание уделялось не только техническим аспектам, но и финансовым механизмам – в частности, проектам кредитования под инфраструктуру, привлечению международных институтов развития и частных инвестиций.
– Цифровизация логистики – один из приоритетов. Какие технологии или платформенные решения были представлены на конференции как наиболее перспективные для внедрения в ближайшие годы?
– На конференции обсуждались решения, такие как IoT-мониторинг вагонов и контейнеров, AI-алгоритмы для динамической маршрутизации, блокчейн в документообороте и сквозная цифровая трассировка. Участники представляли кейсы, где уже запущены промышленные пилоты: контейнеры с датчиками, автоматически передающими информацию о местоположении, температуре и состоянию груза; системы анализа загруженности пути, позволяющие смоделировать возможные узкие места заранее; электронные накладные и платежные системы.
Отдельное внимание было уделено сервисам "единая цифровая железнодорожная логистика", которая позволяет пользоваться услугами одного оператора – от станции до склада-получателя – при полной прозрачности, минимальных бумажных барьерах и цифровом контроле прохождения груза.
Российские цифровые центры РЖД уже тестируют такие системы на прикордонных площадках с Беларусью, что добавило практического веса представленной на конференции информации.
– Какие сложности и барьеры участники отметили на пути интеграции железнодорожных систем разных стран, особенно в части нормативной и технической совместимости?
– Наиболее обсуждаемыми стали три ключевых препятствия:
• Несогласованные национальные регламенты и несовместимость стандартов: различия в ТУ, подходах к техобслуживанию, цифровых форматах накладных делают сквозную трассировку затруднительной;
• Недостаточный контейнерный парк: ограниченный объем сменного подвижного состава не обеспечивает необходимую гибкость и доступность грузовых решений;
• Перенасыщенность инфраструктуры в узких местах и отсутствие интеграции с портами: некоторые станции перегружены, терминальные мощности загружены, и это создает задержки, несовпадение расписаний и снижение предсказуемости. Были предложены пути решения: создание совместных фондов лизинга под контейнеры, запуск систем цифрового обмена, а также создание дорожной карты для инфраструктурных модернизаций.
– Были ли на конференции достигнуты какие-либо договоренности, подписаны меморандумы или заявлены совместные инициативы между странами или компаниями?
– Да.
Во-первых, подписание меморандума между операторами из России и Беларуси о единых правилах обмена данными и совместной системе резервирования контейнеров. Во-вторых, предварительные договоренности с казахстанской и китайской сторонами о совместных пилотах по маршрутам между границами и портами. В-третьих, участники договорились о создании сквозной цифровой трассы для аграрных грузов, формирующей основу для будущего экспорта в третьи страны.
РЖД подписало соглашения о сотрудничестве с несколькими цифровыми операторами по интеграции платформ, а также со входящими партнерами-поставщиками ИТ-услуг. Обсуждались механизмы совместного финансирования таких проектов.
– Какие идеи или практические выводы лично вы вынесли из конференции, и как они могут быть применены в вашей работе или в развитии логистической инфраструктуры вашей страны/компании?
– "РЖД" действительно находятся в авангарде подготовки цифровых маршрутов и контейнеризации на евразийском уровне. Цель – достижение уровня 70% контейнеризации – становится вполне реалистичной задачей. Это требует ускорения внедрения ИИ-систем для управления потоками, цифровизации ERP-платформ, унификации стандартов.
В ближайшем будущем в рамках РЖД мы планируем усиленно продолжить работу над:
• масштабированием "Агроэкспресса" и цифровой трассировки грузов;
• интеграцией с IT-хабами портов, обучением сотрудников новым цифровым инструментам;
• участием в публично-частных партнерствах по цифровизации транспортных коридоров;
• формированием межстрановых рабочих групп.
Через полгода эти инициативы уже будут в пилотной эксплуатации, а в перспективе – вовлечены в полную работу.
Конференция в Минске стала отражением нового этапа развития железнодорожной логистики – от бумажных схем к цифровым, прозрачным и технологичным. Именно тут рождаются стандарты, партнерства и идеи, способные преобразовать евразийскую сеть. И РЖД – не только участник, но драйвер перемен, активно формирующий свое место в будущем транспортной архитектуры.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер |
17.06.2025 |