Минудобрения в 2024 году остались одной из якорных номенклатур, обеспечивших прибавку в погрузке на сети РЖД. Рост по этому показателю составил 6,2% (было отправлено 67,7 млн т).
В статистику на сети попадает погрузка в минерало возах. Если сделать поправку на то, что динамика погрузки минудобрений в 2024 году корреспондировалась с темпами прироста их производства, а оно в РФ увеличилось также на 6% по сравнению с 2023 годом, то, стало быть, структура грузопотоков на сети практически не изменилась. Но напомним, что минудобрения также перевозят по сети в полувагонах (в биг-бэгах) и контейнерах. Ранее доля последних двух сегментов росла. Основная причина стабилизации доли минераловозов – требования к безопасности в морских портах: для снижения риска террористических угроз минудобрения грузят в балкеры навалом. Иными словами, из биг-бэгов содержимое в трюмы приходится высыпать, как рассказал представитель компании-экспортера.
Объемы перевозок минудобрений, таким образом, на сети были больше. К ним так же следует добавить транзит из Белоруссии, который рассредоточен по ряду терминалов, но в 2024 году на его перевалке стал специализироваться порт Бронка. Российские же минудобрения переваливают через терминалы в Санкт-Петербурге и Усть-Луге. Они приняли на себя значительную долю того грузопотока, который ранее шел через страны Балтии.
Соответственно, в сторону морских портов Северо-Запада перевозки увеличились на четверть. Второе по значению направление для экспортеров – причалы на юге РФ. В их сторону экспорт на сети РЖД увеличился на 9%.
Что касается внутренних перевозок, то они в основном "заточены" на минераловозы. Причем в 2024 году аграрии столкнулись с их дефицитом.
"Пришлось брать контейнеры с вкладышами. ПривЖД предложила грузить их в полувагоны. Потом маялись с выгрузкой", – сетовал грузовладелец. Это объясняет, почему погрузка минудобрений на сети РЖД внутри РФ по итогам 2024 года вышла в минус, хотя в отдельные месяцы прошлого года перевозчик отчитывался о росте в данном сегменте. Стоит также оговориться: погрузка внутри РФ определялась объемом отправок калийных удобрений, по остальным видам минудобрений она хронически уходила в минус, поскольку последние достаточно часто переключались на автотранспорт. Это, кстати, касалось и отправок сырья для выпуска аммиачной селитры, а также пакетированных минудобрений, которые ранее на ряде направлений традиционно следовали по сети в крытых вагонах. В целом экспортные перевозки минудобрений в разных видах подвижного состава в прошлом году подросли на фоне сохранения таможенной пошлины в размере, который российские производители сочли комфортным. "Можем сказать, что отрасли в 2024 году удалось вернуться на докризисные объемы производства и экспорта. Рассчитываем, что тенденция их роста сохранится и в 2025 году, все предпосылки для этого есть", – сообщил министр промышленности и торговли РФ Антон Алиханов.
В свою очередь, президент Российской ассоциации производителей удобрений Андрей Гурьев добавил, что в стране удалось достигнуть баланса поставок: Россия в 2024 году осталась на первом месте в мире по поставкам минудобрений и в то же время полностью обеспечила выросшие потребности отечественного АПК. Причем, по его словам, к 2030 году объем выпуска минудобрений в РФ может увеличиться почти до 80 млн т – при условии дальнейшего роста экспорта и развития внутреннего рынка. Для этого в его развитие планируется инвестировать более 1,5 трлн руб.
"Однако в период подготовки и проведения сезонных полевых работ в России приоритетность железнодорожных перевозок удобрений и сырья для их производства должна остаться на существующем высоком уровне", – особо отметил А. Гурьев, напомнив про зависимость предприятий от перевозок в минераловозах.
В 2025 году следует ожидать ускорения прироста экспорта. Для этого в конце прошлого года приняты поправки в закон № 109-ФЗ. "Теперь агрохимикаты, предназначенные только для экспорта, не будут требовать длительной процедуры регистрации внутри страны. Это позволит нам оперативнее реагировать на специфические запросы иностранных клиентов, а это серьезное конкурентное преимущество. Очевидно, что этот шаг повысит конкурентоспособность российских удобрений на внешних рынках и простимулирует инвестиции в модернизацию и рост производства", – сообщил А. Гурьев. Однако активность экспортеров будет по-прежнему во многом зависеть от выделяемых квот на вывоз минудобрений, как отметили отраслевые эксперты.
Кроме того, регуляторы будут следить за ценами на минудобрения внутри РФ.
Если предприятия смогут не выходить за уровень платежеспособного спроса российского АПК, то они могут рассчитывать на упрощение экспортных процедур. Стоит отметить, что маржинальность экспорта мин удобрений выше, чем продаж на внут реннем рынке.
В 2024 году отрасли удалось вернуться на докризисные объемы производства и экспорта. Вполне возможно, что тенденция их роста сохранится и в текущем году
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер | 27.01.2025 |