В ОАО "РЖД" предпринимали энергичные шаги в сфере модернизации управления перевозочным процессом. В 2025 году холдинг, двигаясь в данном направлении, улучшил ряд показателей эффективности производственной деятельности. И здесь стоит выделить заместителя генерального директора ОАО "РЖД" – начальника Центральной дирекции управления движением Михаила Глазкова, проявившего лидерские качества – инициативность, целеустремленность и последовательность в проведении линии на преобразования.
Михаил Олегович курирует в холдинге вопросы управления перевозочным процессом, входит в президиум СОЖТ и тесно взаимодействует с инициативной рабочей группой в операторском сообществе. Поэтому неудивительно, что именно он стал генератором идей и ключевым подвижником в преобразованиях.
Под таким углом зрения деятельность ЦД в текущем году сконцентрировалась на пяти важнейших направлениях.
Во-первых, были сформированы новые подходы к управлению движением на сети, которые должны получить развитие и в 2026 году. В частности, проведена большая работа с собственниками вагонов по созданию Личного кабинета для операторов. Ранее в ОАО "РЖД" успешно реализовали проект Личного кабинета для грузовладельцев. Он функционирует с 2018 года.
В Личном кабинете для операторов будет отражена вся история вагонов: их выпуск, постановка на учет, выполнение последних ремонтов и погрузки/выгрузки после этого, сколько вагонов на рейсе, какие грузовые операции выполняются, в каком направлении движутся, время простоя и оборота. Иными словами – будет собрана воедино основная информация, которой пользуются операторы при нормировании работы парка, заадресовке порожних вагонов.
Таким образом, у операторов появится в 2026 году надежный канал связи с перевозчиком. Это повысит оперативность информирования владельцев подвижного состава и облегчит их работу при организации перевозок. Его функционал также будет в дальнейшем расширяться.
Второе направление – организация перевозок грузов тяжеловесными и длинносоставными поездами. На это делается особый акцент, поскольку такие перевозки повышают технологическую эффективность работы сети. За 10 месяцев текущего года было отправлено на 20% больше тяжеловесных поездов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и на 27% больше – составов с виртуальной сцепкой. Плюс 6 дополнительных ниток было заложено в движение контейнерных поездов длиной 100 и более вагонов в восточном направлении, что позволило пропустить больше грузов в контейнерах. В-третьих, на сети активно развивались цифровые технологии, связанные с перевозками, включая составление графиков поездов, вариантных графиков, планирование перевозок, регулирование парков и автоматизацию других функций системы управления движением.
В-четвертых, развивалась цифровизация процессов узловой станции – на полигоне Челябинск-Главный. Сформировано 26 цифровых модулей, которые можно использовать и на других сортировочных станциях. Составлена программа цифровизации сортировочных станций до 2030 года для улучшения технологических процессов на сети. В-пятых, разработан комплекс мер, которые вместе со всеми перечисленными направлениями позволили за 10 месяцев текущего года улучшить ряд эксплуатационных показателей ЦД. Среди таких мер – заключение договоров о технологическом взаимо действии ОАО "РЖД" с операторами.
Подобные договоры заключили 22 операторские компании. Еще примерно 14-15 операторов намерены это сделать в ближайшей перспективе. Договоры охватывают 62% парка полувагонов и 35% от всего парка.
В том числе участковая скорость выросла на 5,7 км/ч. Скорость доставки груженой отправки достигла 505 км/сут., что на 157 км/сут. больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Скорость доставки порожней отправки увеличилась на 110 км/сут. Скорость доставки контейнерной отправки достигла 1050 км/сут. Оборот вагона на путях общего пользования составил менее 13 сут., что на 2,5 сут. лучше, чем за аналогичный период 2024 года. В целом как результат – на сети повысилась надежность доставки грузов. Справедливости ради стоит отметить, что инициативы ЦД получали неоднозначную оценку со стороны части участников рынка грузоперевозок. Тем не менее, судя по статистике ОАО "РЖД", очевиден прогресс в показателях работы, установленных для оценки железнодорожных перевозок в холдинге. В целом влияние ЦД на политику перевозчика оказалось достаточно весомым, что само по себе заслуживает высокой оценки. Также следует признать открытость политики ЦД и лично М. Глазкова, всегда готового к диалогу.
На сети активно развивались цифровые технологии, связанные с перевозками, включая составление графиков поездов, вариантных графиков, планирование перевозок, регулирование парков и автоматизация других функций системы управления движением
| Источник | Дата | Наименование материала |
|---|---|---|
| РЖД-Партнер | 05.12.2025 |