29-01-25 / 2025
Новости отрасли
Металлы уходят вниз

Давление высоких процентных ставок, спад в строительстве и машиностроении, сдвиг вправо инфраструктурных проектов в энергетике – все это влияет на снижение перевозок металлопродукции.

Потребление сокращается

В прошлом году отправки черных металлов железнодорожным транспортом упали на 9,3%, до 61,5 млн т. Динамика погрузки на сети РЖД соответствует общему тренду на сокращение металлургического производства, которое в свою очередь сильно зависит от рыночного спроса.

Согласно данным ассоциации "Русская Сталь", в сравнении с 2023 годом потребление внутри РФ снизилось на 5,6%, экспорт – на 7,9%, импорт – на 5%. При этом само производство продемонстрировало спад на 6,4%.

При этом наиболее ощутимо потребление сократилось в IV квартале 2024-го – более чем на 14% к аналогичному периоду предыдущего года.

Основным фактором ограничения спроса, отмечали в "Северстали", послужил высокий уровень ключевой ставки на протяжении длительного периода и, как следствие, ограничение финансирования.

Это во многом сказалось на сокращении потребностей у таких главных потребителей металлов, как строительная отрасль и энергетика (спал соответственно по 2024 году составил 6% и 10,2%).

Автомобиле- и машиностроение в прошлом году показали рост (6,7% и 1,7%), в том числе за счет реализации программ импортозамещения, но и здесь картина далеко не радужная, в частности, в том же автопроме. Рост ключевой ставки приводит к тому, что спрос на автокредиты сокращается, за счет которых реализуется существенная часть автомобилей. Кроме того, по прошлому году снизились продажи в сегменте дорожно-строительной техники.

Что дальше?

В 2025 году в "Русской стали" ожидают дальнейшее снижение металлопотребление, не менее 5% в 2025 году.

В Минпромторге рассчитывают, что автомобиле- и машиностроение сохранят темпы роста, говорит замдиректора департамента металлургии и материалов ведомства Андрей Савельев.

"Тем не менее проблемы остаются. Это проблемы с реализацией в первую очередь готового металлопроката обычных марок на внутреннем рынке. При этом нельзя не отметить, что второй год подряд снижаются экспортные поставки. Но если в прошлом году были вывозные таможенные пошлины, то в этом их нет. Поэтому надеемся, учитывая текущий курс рубля, на некоторое оживление экспортных поставок", - рассказал чиновник.

Хотя внутренний рынок сегодня является главным для сбыта металлопродукции (фактически 2/3 погрузки черных металлов адресовано внутрироссийским получателям), внешний для металлургов по-прежнему имеет большое значение. В 2024 году железнодорожный экспорт составил 20,4 млн т.

"В 2021 году экспорт у нас был 31 млн т, он был где-то стабильно около 46% [от общего объема производства] и рухнул в 2024 году до 20 млн т. То есть 35% мы потеряли экспортных рынков", - сообщил президент "Русской стали" Алексей Сентюрин.

Еще один вопрос – дальнейшее развитие металлургической промышленности. Как признают в Минпромторге, в отрасли наблюдается снижение свободного денежного потока, что говорит о росте кредитной нагрузки, высокой стоимости торгового финансирования. Естественно, это влияет на инвестиционную активность.

"Сегодня остановлены почти все основные инвестпроекты на наших металлургических заводах, и по сути дела все сориентированы на поддержание текущего состояния экономики предприятий, потому что такова загрузка", - констатирует сенатор Олег Цепкин.

В этой связи может быть пересмотрен акциз на жидкую сталь в сторону справедливой формулы, добавил он.


 

Источник Дата Наименование материала

РЖД-Партнер

29.01.2025