05-12-25 / 2025
Новости отрасли
Мешки тяжелеют – расходы сокращаются

Альтернативой перевозкам сыпучих грузов в специализированном подвижном составе все чаще служат доставки в биг-бэгах (мягких контейнерах из полипропиленовых материалов). На РЖД груз в такой упаковке можно разместить как в полувагонах, так и в крытых вагонах или внутри контейнеров.

Хочешь – вези, хочешь – храни По данным Европейской ассоциации производителей мягких контейнеров, мировое производство биг-бэгов ежегодно увеличивается в среднем на 10%. Не является исключением из общего правила и рынок РФ. По расчетам участников рынка, в 2024 году в обороте находилось около 108 млн биг-бэгов. В структуре указанного сегмента наибольшую долю заняли четырехстопные упаковки. В РФ на выпуске такой тары специализируется целый ряд предприятий. Однако не все виды изделий разрешены к применению на РЖД. В данном случае перевозки регламентируются МТУ.

В последние годы мягкие контейнеры получили широкое распространение при транспортировках минудобрений, продукции АПК, стройматериалов. В биг-бэгах допустимо отправлять и грузы 4-5 классов опасности. Однако для них указываются повышенные требования, и тара соответствующим образом маркируется. Нередко компании не только используют их для перевозки грузов, но и продают вместе с этой тарой. Ведь в ней можно не только перевозить, но и хранить груз. Причем в ряде случаев под открытым небом.

Для защиты от влаги предусмотрены специальные вкладыши или пропитки.

Обычно оборудование, имеющееся в логистических центрах, позволяет складировать грузы в биг-бэгах в 2-3 ряда. Для удобства груз ставят в таком случае на палеты. Предусмотрен вариант и с дополнительными стойками на палетах, чтобы избежать слеживания продукции. На балкеры при морских перевозках биг-бэги ставят в таком количестве рядов, которое позволяют особенности их размещения в трюме. "Это наиболее удобный вариант, поскольку в порту назначения он облегчает выгрузку и дальнейшую отправку.

Однако на Балтике, например, в порту могут потребовать высыпать груз в трюм – из-за повышенных рисков, связанных с опасными закладками", – сообщил представитель стивидорной компании.

В последнее время популярность на различных видах транспорта приобрели мягкие контейнеры многоразового использования грузоподъемностью до 14 т. Это больше привычных объемов биг-бэгов, допустимый объем которых равен 1,5-3 т. Производитель гарантирует водонепроницаемость таких биг-бэгов и возможность транспортировки опасных грузов, что позволяет клиентам увеличить продажи, выйти на новые рынки, повысить эффективность логистики и оптимизировать затраты. Расширение палитры грузов Благодаря новым мягким контейнерам расширилась палитра грузов. В них стали отправлять не только минудобрения, но и серу, химические соли, а также такие продукты, как зерно, семена, сахар. Тара оказалась удобной для гидрофобных грузов, доставляемых автомобильным, железнодорожным, морским и авиационным видами транспорта. Представитель Белорусской калийной компании считает, что мягкие контейнеры многоразового использования грузоподъемностью до 14 т экономичнее, например, Jumbo bags. Они тоже многоразовые, но вместимость последних значительно меньше. И в целом при доставках продукции общая стоимость владения укрупненной тарой оказалась на 50% ниже. Таким образом, можно сделать определенные выводы. Вопервых, перевозки в мягких многоразовых контейнерах для сыпучих грузов позволяют переключить часть перевозок на РЖД из специализированного подвижного состава в универсальный. И доля таких перевозок минудобрений, например, на внутренних маршрутах уже превысила 60%. Но на экспорт российские минудобрения по-прежнему в 70% случаев отправляют в хопперах. Правда, и здесь их доля может в перспективе снизиться.

Во-вторых, увеличение объема многоразовых биг-бэгов, как показывают исследования, может привести к сокращению количества пластиковых отходов до 40% на тонну перевозимого груза. Это особенно важно, учитывая, что ежегодное мировое производство таких отходов превышает 300 млн т. В-третьих, большие биг-бэги позволяют оптимизировать логистику поставок и снизить расходы на организацию цепочек поставок.В последние годы мягкие контейнеры получили широкое распространение при транспортировках минудобрений, продукции АПК, стройматериалов. В биг-бэгах допустимо отправлять и грузы 4-5 классов опасности

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер05.12.2025