28-11-24 / 2024
Новости отрасли
Машины скоростного пути

СТМ строит путевую технику нового поколения

Поддержание существующей и строительство новой инфраструктуры, в первую очередь высокоскоростной, требует обеспечения ОАО РЖД парком современных отечественных путевых машин. "Синара – Транспортные машины" как основной производитель путевой техники в РФ стремится не только ответить на запрос заказчика к инновациям в области поддержания пути в надлежащем состоянии, но и обогнать по техническим характеристикам своих машин зарубежные аналоги. Сейчас компания создает первую отечественную выправочно-подбивочно-рихтовочную машину ПМА-3 и рельсошлифовальный поезд РШП 2.0, производительность которого по результатам первых испытаний уже превосходит иностранные.

Демонстрация работы рельсошлифовальной тележки поезда РШП 2.0 генеральному директору РЖД Олегу Белозерову

Как сохранить пути

Высокоскоростное движение крайне чувствительно к качеству и состоянию полотна и верхнего строения пути – оно требует принципиально нового подхода к путевой технике, которая будет обслуживать инфраструктуру ВСМ: шлифовать, быстро выезжать к месту работ, производить выправочно-подбивочные работы. При этом сегмент путевой техники в России отличается высоким износом и моральным устареванием парка, говорит сооснователь и главный редактор Rollingstock Agency Сергей Белов. И сегодня путевой комплекс России проходит этап значительной модернизации в части средств механизации и путевой техники, отмечает эксперт. Так, правительство РФ одобрило программу поэтапного вывода путевого комплекса ОАО РЖД на нормативный уровень до 2035 года. В ней запланировано приобретение 2,3 тыс. единиц новой путевой техники и 6,7 тыс. новых вагонов для путевых работ. На это до 2035 года планировалось потратить 1,14 трлн руб. По мнению господина Белова, эта программа будет способствовать тому, что в России в ближайшие годы сложится один из самых больших рынков путевой техники в мире.

ОАО РЖД ежегодно закупает и обновляет путевую технику, пусть пока и не в тех объемах, которые намечены в программе вывода путевого комплекса на нормативный уровень. Замгендиректора ОАО РЖД-начальник Центральной дирекции инфраструктуры Евгений Шевцов в интервью "Гудку" сообщал, что в 2023 году холдингом закуплено 100 единиц путевой техники и 268 единиц специализированного подвижного состава. В ОАО РЖД BG "Транспорт" сообщили, что в настоящее время объем закупки путевой техники и вагонов специального назначения составляет порядка 300 единиц. "Окончательные параметры будут определены по факту изготовления путевой техники и вагонов специального назначения на заводах-производителях техники",– добавили в компании.

Инновационные путевые машины

Путевая техника СТМ используется на крупнейших стройках России. Укладка полотна на главном мосту страны

"Синара – Транспортные машины" (СТМ) – крупнейший игрок в России на этом рынке. "Холдинг примерно пять лет назад сформировал долгосрочную программу технического развития, которая включила в себя вывод на рынок более 15 новых путевых машин",– отмечает господин Белов.

Развитие железнодорожного транспорта в России требует постоянного совершенствования и модернизации инфраструктуры, в том числе путевого хозяйства, говорят в СТМ. "В этом направлении СТМ совместно с ОАО РЖД активно работает над созданием инновационных путевых машин, отвечающих всем требованиям железнодорожной отрасли",– добавляют в компании.

В ОАО РЖД BG "Транспорт" рассказали о задачах на период до 2035 года, которые компания считает необходимыми решить совместно с производителями техники и компонентов для внедрения инновационных технических средств и машин, а также для повышения производительности специального подвижного состава (СПС).

Первая задача – разработка, внедрение и ввод в эксплуатацию новых образцов СПС, таких как высокопроизводительная машина для выправки пути, рельсошлифовальный поезд, машина для создания защитного подбалластного слоя, техника для ремонта и обслуживания инфраструктуры высокоскоростного движения. Вторая – повышение уровня автоматизации техники и снижение количества обслуживающего персонала: постепенный переход управления СПС до 4-го уровня (УА-4, полностью автоматический). Третья -повышение времени полезной работы СПС, сокращение времени перевода машины в рабочее положение, исключение дополнительных операций. Четвертая – это повышение уровня цифровизации и роботизации, как управления машиной в целом, так и рабочими органами на эксплуатируемой в настоящее время технике. Пятая – обеспечение возможности дистанционного и внутримашинного информационного обеспечения сотрудников о техническом состоянии СПС. И шестая – обеспечение внедрения предиктивных систем диагностики.

В соответствии с установленными направлениями сотрудничества свою стратегию строит СТМ. Разработку новых технологий компания ведет в координации с ведущими научными учреждениями и транспортными вузами. В 2023 году был создан консорциум "Развитие российского транспортного машиностроения", который объединил усилия академического сообщества и промышленности для совершенствования технологий в области машиностроения. В состав консорциума вошли ведущие профильные вузы страны: Уральский федеральный университет (УрФУ), Сибирский (СГУПС), Уральский и Дальневосточный университеты путей сообщения, Новосибирский государственный технический университет и Нижегородский государственный технический университет имени Алексеева. Консорциум ведет работы по различным инновационным проектам, в том числе разрабатывает модульную унифицированную кабину управления, которая может быть адаптирована к различным моделям техники. Также проводятся работы по созданию электронных макетов изделий, что позволяет сократить время и затраты на проектирование и тестирование новых путевых машин.

СТМ и СГУПС в октябре создали на базе университета объединенный инженерный центр "Транспортное машиностроение". Он объединяет подразделение инженерного центра СТМ, лабораторию университета и передовую инженерную школу УрФУ. Основной задачей центра является внедрение современных методов проектирования и инноваций в производство путевой техники.

Ректор СГУПС Алексей Манаков – специально для BG "Транспорт":

"СГУПС сотрудничает с компанией СТМ уже на протяжении пяти лет. Ключевым проектом взаимодействия стала технология скоростного шлифования рельсов и создание нового высокопроизводительного рельсошлифовального поезда РШП 2.0. Совместная работа над проектом позволила создать на базе нашего университета уникальное пространство, объединяющее образовательные организации высшего образования и организации реального сектора экономики. В созданный инжиниринговый центр, помимо проектного офиса "Путевые машины" СГУПС, где трудятся сотрудники и студенты университета, вошла совместная лаборатория Передовой инженерной школы УрФУ и обособленное подразделение Инженерного центра АО "Калугапутьмаш". Самым главным результатом сотрудничества, на мой взгляд, является то, что в кратчайшие сроки удалось не только вернуть утраченные компетенции в области рельсошлифования и проектирования инновационных путевых машин, но и развить их за счет объединения ведущих образовательных, научно-исследовательских и конструкторских организаций.

На сегодняшний день созданы инфраструктура и кадровый потенциал для дальнейшей совместной работы в области разработки новых путевых машин и технологий ремонта и обслуживания железнодорожного пути, в том числе на высокоскоростных магистралях. В качестве приоритетных задач в этом направлении мы видим разработку технологии применения на ВСМ нового РШП 2.0 на скоростях до 30 км/ч, а также создание отечественной технологии пассивного шлифования рельсов на скоростях до 100 км/ч.

Конечно же, в перспективе эти работы не обойдут стороной и учебный процесс и в наших основных образовательных программах будут появляться модули и разделы дисциплин, касающиеся содержания и обслуживания высокоскоростных магистралей".

Два ключевых проекта СТМ – это первая российская выправочно-подбивочно-рихтовочная машина ПМА-3 и рельсошлифовальный поезд 2.0. "Ключевое в них – гораздо большая производительность и рабочая скорость по сравнению с предыдущими поколениями техники,– отмечает Сергей Белов.– Такие характеристики закладываются для того, чтобы обеспечить повышение эффективности обслуживания путей, сокращение технологических окон и, соответственно, нарастить объемы перевозок".

ПМА-3: первая отечественная машина

Выправочно-подбивочно-рихтовочная машина ПМА-3

ПМА-3 используется для выправки пути в плане и профиле, уплотнения балласта под шпалами и у торцов шпал, а также для динамической стабилизации пути, рассказывают в СТМ. Производительность машины составляет 3,3 тыс. шпал в час при рабочей скорости движения 5 км/ч, это позволяет значительно сократить время и затраты на обслуживание и ремонт железнодорожного пути. "Для выполнения сложных технологических операций машина оснащена интеллектуальными системами управления всеми механизмами,– сообщают в СТМ.– Это позволяет оператору не только контролировать работу машины, но и получать предупреждения о возможных неисправностях или неправильных действиях". Основным рабочим органом данной машины является подбивочный блок, разработанный собственным конструкторским бюро и изготовленный на производственной площадке СТМ. "ПМА-3 не уступает зарубежным аналогам и станет отличной заменой текущего парка для нашего стратегического партнера – "Российских железных дорог"",– говорят в СТМ. ПМА-3 должна стать полноценной альтернативой аналогичным массовым машинам от австрийской Plasser amp; Theurer, одного из крупнейших мировых производителей, уверен Сергей Белов.

Первую ПМА-3 СТМ планирует выпустить уже в следующем году – она в том числе будет задействована в процессе строительства ВСМ.

Замминистра-начальник управления промышленности и предпринимательства министерства экономического развития и промышленности Калужской области Анна Королева – специально для BG "Транспорт":

"В Калужской области осуществляют свою деятельность АО "Калужский завод путевых машин и гидропроводов" – одно из старейших предприятий транспортного машиностроения в России, АО "Калужский завод "Ремпутьмаш"" – ключевое предприятие в группе "Ремпутьмаш", имеющее филиал в городе Людиново Калужской области, АО "Людиновский тепловозостроительный завод", входящее в холдинг СТМ.

Предприятия успешно ведут финансово-хозяйственную деятельность и вкладывают собственные инвестиции в модернизацию производства".

Скорый рельсошлифовальный

Рельсошлифовальный поезд РШП 2.0

Фото: пресс-служба СТМ

Следующая инновационная машина, создаваемая в СТМ,– рельсошлифовальный поезд РШП 2.0. "Это новое поколение машин, которое сочетает в себе передовые технологии и инженерные решения,– рассказывают в СТМ.– За счет новой технологии шлифования он способен выполнять шлифовку рельсов с высокой точностью и скоростью более 15 км/ч, что позволяет значительно сократить время и затраты на обслуживание железнодорожных путей. РШП 2.0 сможет проводить анализ фактических геометрических параметров головки рельса в режиме реального времени, проверять качество проведенной работы и формировать отчетные формы. Поезд оснащается системами безопасности, позволяющими в реальном времени предупреждать машинистов о посторонних предметах, лежащих в пути. Для комфорта нахождения, проживания обслуживающего персонала и автономной работы поезда предусмотрены модули для проживания, мастерские и складские помещения".

Пресс-служба УрФУ – специально для BG "Транспорт":

"Для создания новых отечественных путевых машин 45 студентов начали обучение по сетевой программе нашей передовой инженерной школы и Сибирского университета путей сообщения – накануне в Новосибирске открыта лаборатория "Цифровое транспортное машиностроение"".

Основные узлы, программное обеспечение и компоненты РШП 2.0 уникальны и являются полностью отечественной разработкой. Пример – цифровая система адаптивного управления шлифованием, позволяющая в реальном времени выбирать оптимальный режим шлифования для минимизации съема металла с поверхности катания рельса при достижении требуемого качества работ. Также готова контрольно-измерительная система для РШП 2.0 – она предназначена для проведения первичной съемки параметров неровностей поверхности катания железнодорожных рельсов (измерений поперечного и продольного профилей рельсов), получения неровностей на поверхности катания рельсов в четырех диапазонах их предобработки и последующего формирования отчетных форм по итогам шлифовальных работ.

При разработке этой техники ставилась задача даже превысить эксплуатационные характеристики многих импортных аналогов, говорит Сергей Белов: "И, судя по результатам испытаний шлифовальных тележек, к этому и идет".

Предстоящий "ренессанс" сегмента путевой техники в России, полагает эксперт, важно пройти с умом: обеспечить возможность заключения долгосрочных контрактов для эффективного развития мощностей и импортозамещения компонентной базы, а также защитить рынок от легкого доступа поставщиков из Китая и Индии. "К тому же важно учитывать, что для обслуживания ВСМ, создание масштабной сети которых утверждено в России на государственном уровне, также потребуется свой парк путевых машин,– говорит он.– Их разработка требует времени, поэтому о техтребованиях к такой технике, поддержке соответствующих НИОКР и заключении долгосрочных контрактов следует думать уже сейчас".

 

Источник Дата Наименование материала

Коммерсантъ

28.11.2024