30-10-25 / 2025
Новости отрасли
Маршрут устойчивого развития

Международный транспортный коридор Север – Юг выходит на новую орбиту развития, демонстрируя потенциал формирования альтернативной логистической оси в сообщении Россия – страны Персидского залива – Индия – Восточная Африка. Оператор направления – АО "РЖД Логистика" – выступает проводником масштабных преобразований, предлагая рынку регулярные контейнерные сервисы, конкурентоспособную себестоимость перевозки и логистическую технологичность.

"Мы создаем не просто маршрут, а устойчивую экосистему, объединяющую железнодорожный, морской и автомобильный транспорт в единый логистический сервис", – поясняет позицию компании первый заместитель генерального директора АО "РЖД Логистика" Дмитрий Крюков.

Впервые полносоставные контейнерные поезда по восточному маршруту МТК Север – Юг были сформированы в 2022 году. Тогда приоритетом стало обеспечение стабильных поставок в условиях закрытия традиционных западных маршрутов. Сегодня речь идет уже о комплексном мультимодальном сервисе, охватывающем десятки стран, с перспективой дальнейшего расширения.

Железнодорожная часть маршрута дополняется морскими перевозками по акватории Персидского залива, а на отдельных участках – автотранспортом, включая западный иранский отрезок Решт – Астара. Его железнодорожное завершение остается ключевым направлением инфраструктурного развития. Строительно-изыскательские работы на данном участке начались весной 2025 года.

За время существования сервиса "РЖД Логистика" добилась значительных результатов. Так, в настоящее время срок доставки по маршруту Москва – Бендер-Аббас составляет всего 14 дней, себестоимость услуги снизилась в два раза по сравнению с той, что была на момент запуска сервиса. Расширилась география отправок и доставки груза. Регионами отправки поездов сегодня выступают Московский регион, Урал, Западная Сибирь, Северо-Западный федеральный округ.

Развитие коридора больше не ограничивается маршрутом Россия – Иран – Индия. Новыми направлениями становятся страны Африканского Юга, Восточной Африки, Средней Азии, а также Афганистан и Пакистан. В рамках пилотных поставок уже реализована тестовая отправка контейнеров в восточноафриканские порты. Поставки в Ирак и Оман свидетельствуют об интересе грузоотправителей к гибким экспортным решениям.

Все участники транспортного процесса, включая представителей властей стран-партнеров, работают над устранением барьеров, мешающих повышению эффективности доставки грузов для клиентов. Среди основных ограничений можно выделить отсутствие железной дороги на участке Решт – Астара на западном маршруте МТК, необходимость расширения перегрузочных мощностей портов, снятие ограничений на международные взаиморасчеты, потребность в цифровизации документооборота и информирование участников рынка о работе МТК и существующих маршрутах.

В числе приоритетов "РЖД Логистики" – создание сквозного электронного документооборота, "зеленых" коридоров на границах, страхование мультимодальных перевозок и оптимизация стоимости. "РЖД Логистика" активно развивает сотрудничество с портовыми и судоходными операторами, прорабатывает варианты обратной загрузки и тарифной синхронизации.

"Транспортный коридор Север – Юг становится альтернативной логистической магистралью в условиях трансформации глобальных поставок. Для многих экспортеров наши логистические решения дают возможность выйти на новые рынки – быстрее, дешевле и прозрачнее", – отмечает Дмитрий Крюков.

Развитие МТК Север – Юг демонстрирует, как оперативно отстроенный маршрут может превратиться в устойчивую логистическую инфраструктуру нового формата. Его успех – в синергии участников: перевозчиков, портов, операторов, экспедиторов и регуляторов. Совместными усилиями коридор способен не только усилить логистическую независимость России, но и стать опорной артерией для новой экспортной экономики. АО "РЖД Логистика" открыто к диалогу и готово обсуждать любые формы сотрудничества со всеми заинтересованными участниками рынка.


 

Источник Дата Наименование материала

Транспортно-логистический вестник РЖД

30.10.2025