Перевозка опасных химических грузов – процесс, в котором несовершенство деталей может стоить бизнесу не только репутации, но и серьезных финансовых потерь. Вопросы безопасности требуют особого внимания: от упаковки в лаборатории отправителя до приемки груза на складе получателя. Почему малейшая ошибка может привести к серьезным последствиям, и как текущие реалии повлияли на перевозку опасных грузов, РЖД-Партнеру рассказал Владимир Угрюмов, учредитель группы компаний "РЕГИОНХИМСНАБ".
– Владимир, какие риски существуют в процессе перевозки химических грузов и на что обращают внимание клиенты?
– В 2025 году рынок логистики химических грузов оперирует по принципу "нулевой толерантности" к просчетам. Клиенту важно быть уверенным, что подрядчик не только выполнит требования перевозки, но и предусмотрит частные риски. Выбор оптимального маршрута, подбор правильной тары, маркировка и упаковка, учет классов опасности и совместимости грузов, наличие разрешительных документов, соблюдение условий загрузки, выгрузки и многое другое.
Как правило, наибольшее количество рисков связано с мультимодальной перевозкой, так как в этом случае в процессе задействовано несколько участников и много требований, которые необходимо соблюсти. Например, требовательны компании, которые поставляют малотоннажную и тоннажную химию горно-металлургическим и нефтегазовым компаниями, которые развивают сложные проекты в одном из самых труднодоступных регионов – на Крайнем Севере. Организация грузоперевозки в этом случае требует особенного внимания к комплектации, упаковке и транспортировке грузов различных классов опасности.
Важно учесть фактор совместимости грузов для сборной перевозки. Некоторые виды химии нельзя перевозить вместе. Например, мыльные растворы недопустимы к перевозке с водой. При погрузке (заливке) важно использовать полностью высушенные емкости, иначе при сливе образуется пена. Это особенно актуально в периоды повышенной влажности – весной и осенью.
Недопустимы к сборной перевозке кислота и щелочь. Чаще всего они оба 8 класса опасности, однако, несмотря на это, несовместимы по своим свойствам и в результате разлива может произойти реакция.
Некорректная маркировка груза, например, перекиси водорода, может привести к серьезной химической реакции при взаимодействии с другими веществами на складе. Последствия этого могут быть колоссальными. Во время транспортировки немаркированный груз будет остановлен, организатору перевозки выставлен штраф с конфискацией.
– Как перевозят химические грузы? Какие особенности у автоперевозок?
– В зависимости от вида химикатов для перевозки используют барабаны, бочки, канистры, ящики, мешки, составную тару (состоит из внешней оболочки и внутренней емкости). Как правило, наливная химия перевозится в танк-контейнерах, однако некоторые реагенты, например, гипохлорит натрия, соляную кислоту и хлорное железо перевозят в гуммированной цистерне. При перевозке гипохлорита натрия резервуары должны заполняться на 90%, а температура не должна превышать 30 градусов. Это связано с тем, что при температурных отклонениях реагент теряет свои свойства.
Важно учитывать требования к давлению и герметичности. Например, для перевозки кислот необходимы автоцистерны из химически стойких материалов – нержавеющей стали или полимерных сплавов. Некоторые химикаты требуют правильного давления или обогрева для выгрузки.
Перевозка автотранспортом регулируется ДОПОГ – международным соглашением о дорожной перевозке опасных грузов, утвержденным ООН более 50 лет назад. Этот документ устанавливает технические требования к транспортным средствам, а также регулирует упаковку, маркировку и процесс загрузки и разгрузки опасных материалов.
За 25 лет работы в сфере перевозки химии мы руководствуемся не только ДОПОГ, но и внутренними регламентами. Помимо собственного автопарка мы сформировали штат водителей, имеющих свидетельство ДОПОГ, специальное оборудование для погрузки и разгрузки, средства индивидуальной защиты. Важный момент в том, что складской персонал на месте погрузки и разгрузки должен проходить специальную подготовку и обучение по работе с химически опасными грузами. Отсутствие такового влечет серьезные последствия, ценой которых могут стать разъеденные кислотами пандусы складов или человеческие жизни.
– А какие особенности и "болевые точки" у железнодорожных и морских перевозок?
– При железнодорожной и морской перевозке обязательно использовать сертифицированную тару и маркировать груз. В отдельных случаях танк.-контейнеры специально дорабатываются для перевозки определенных видов химии, чтобы они стали устойчивыми к продукту.
Говоря про морскую перевозку малотоннажной и тоннажной химии в масштабах РФ, я имею ввиду Северный морской путь. Он связывает арктические регионы России, обеспечивает северный завоз, работу нефтегазовых месторождений и промышленных проектов в Арктике, а также грузовое сообщение между Дальним Востоком и Европейской частью страны. По нашим наблюдениям, сегодня есть дефицит сертифицированной тары, а некоторых типов тары нет совсем. Какие-то реагенты необходимо перевозить в стекле, однако ввиду дефицита стеклянной тары некоторые перевозчики используют пластиковую. Здесь, конечно, вопрос стоимости всегда актуален, сертифицированная тара на порядок дороже.
Сертифицирующие компании проводят специальные испытания емкостей и выдают документ, подтверждающий, что тара соответствует требованиям и пригодна для перевозки той или иной химии. Кроме того, сертификаты имеют срок действия и не все производители их продлевают. На текущий момент в РФ попросту нет сертифицированных емкостей небольшого объема.
Стоит отметить наличие особенностей в работе по комплектации химическими реагентами крупных промышленных холдингов. Например, при доставке груза в Норильск надо учитывать фактор сезонности – в апреле там закрывается навигация, и если поставщик не успел на "последний пароход", то груз придется доставлять самолетом, а это космически дорого и нерентабельно.
Кроме того, ошибки, связанные с человеческим фактором по-прежнему актуальны. Чаще они касаются правильности заполнения документов, маркировки и упаковки груза. Однако использование средств автоматизации значительно сократили нежелательные погрешности.
Транспортировка химически опасных грузов остается одним из наиболее ответственных сегментов логистического рынка. Соблюдение нормативных требований, использование современных технологий и постоянное повышение квалификации персонала – это три кита, на которых строится безопасность перевозок.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер |
26.05.2025 |