За последние три года логистический рынок смог перестроить множество процессов. Но неожиданные события на мировой геополитической арене все равно продолжают вмешиваться в грузоперевозочные процессы. Состояние, когда необходимо адаптироваться под постоянно меняющийся мир, можно назвать "стабильной неопределенностью", отметил в выступлении на TransRussia Summit генеральный секретарь КСТП Михаил Гончаров.
Неопределенность – по сценарию
Сегодня бизнес, особенно связанный с перевозками и логистикой, делая прогнозы, закладывает стандартный сценарий – рост на 2-3% в год, но вынужден при этом всегда оговариваться – если не случится что-то еще. Положение дел в бизнесе с закладыванием возможных потрясений и есть состояние "стабильной неопределенности". По мнению М. Гончарова, так можно охарактеризовать положение и на мировом экономическом и логистическом рынке. Зависимость от меняющегося мира обрел бизнес даже в тех странах, где развитие в знак плюс кажется достаточно устойчивым. Пример влияния "черных лебедей" или "диких карт" на международном рынке – атаки хуситов в Суэцком канале, подсчет ущерба от которых до сих пор не сводится к единым показателям. Но таких примеров, что и в будущем будут иметь значение, – множество.
"Красное море, Тайвань, страны Центральной Азии продолжают и в ближайшей перспективе будут продолжать влиять на нас непредсказуемым образом", – назвал М. Гончаров лишь несколько точек.
Все это предполагает новый взгляд на ведение дел в логистике и грузоперевозках, а именно – кратное усиление аналитической работы и обращение к сценарному мышлению. Учет возможных "черных лебедей" и варианты реакции на них должны стать частью плана для всех участников рынка.
Перспективы роста и падений
По словам М Гончарова, более-менее стабильную картину на данный момент показывает Индия (один из ключевых евро-азиатских партнеров России): "Ключевой страной роста экономики остается именно она. Среднегодовой темп роста у нее 4,9, до 2035 года, как ожидается, эти темпы сохранятся".
Большинство же стран как минимум в перспективе будут зависимы от происходящего на мировой арене. Так, сегодня на объем торговли России с Азией приходится больше 50% всей внешней торговли России. По экспертным оценкам, товарные потоки с Китаем, Индией, Африкой и странами Юго-Восточной Азии потенциально могут вырасти до 600 млн тонн к 2036 году. По оценкам 2021 года, которые просто сохраняются, уточнил эксперт.
Однако если говорить о том же Китае, то его экономика замедляется. Также только предстоит оценить влияние на будущее таких факторов, как возможное введение дополнительной 100-процентной пошлины со стороны США на товары из КНР в ответ на действия самого Китая (введение масштабных экспортных ограничений).
Транспортный коридоры как фактор роста
Важнейший вклад в движение грузов делается за счет наращивания перевозок по транспортным коридорам. Для их развития большое значение имеет не только такой фактор, как ВВП, но и географическое положение, и геополитические факторы.
Российский транспортный коридор Восток – Запад имеет на сегодняшний день определяющую роль в движении грузов. Пока нет оснований полагать, что это влияние изменится. Однако существуют тенденции, которые могут в будущем повлиять на расстановку сил по коридорам. Происходящее с Китаем – одна из таких тенденций.
"Китай является инициатором и бенефициаром ключевых транспортно-логистических коридоров. Инфраструктурные проекты, в которые вкладывается Китай, в настоящее время являются его, скажем так, инвестиционными возможностями и проектами. Их экономическая эффективность и их активность в ближайшее время и в долгосрочную перспективу – это то, что нам еще всем предстоит оценить".
Если вернуться к оценке МТК Восток – Запад, то, по мнению КСТП, он продолжит играть определяющую роль в грузопотоках на евразийском пространстве, даже в сообщении Европа – Китай. Роль сохраняется несмотря на уменьшение грузопотоков по этому коридору, произошедшие за последние три года.
Еще один коридор, о котором говорится как о перспективном, – МТК Север – Юг. "В настоящее время [он] работает не очень хорошо. По данным РЖД-Логистики, удвоился объем за прошедшие полтора года, но это лишь потому, что изначальные объемы были абсолютно несущественны", – уточнил М. Гончаров.
По его мнению, развитие транспортных коридоров должно строиться не за счет формирования одних только правил работы на них, но и через достижение ряда конкретных показателей, которые помогут обеспечить потребности бизнеса: создание единой структуры ценообразования, единой ставки, единой нитки графика, предсказуемых процедур пересечения границ, финансовой инфраструктуры, обеспечение безопасности и сохранности грузов.
| Источник | Дата | Наименование материала |
|---|---|---|
РЖД-Партнер |
22.10.2025 |