В 2024 году на сети погружено 26,3 млн т лесных грузов (без учета отправок в контейнерах), что на 2,2% меньше, чем в 2023-м. В целом ситуация в ЛПК остается неоднозначной: растет потребление лесопродукции внутри страны, но продолжается спад экспорта.
Как свидетельствует статистика, главный потребитель Китай, как и в предыдущий год, сокращал ввоз лесных грузов из России. Тем не менее частичный переток лесопродукции, который пошел на внутренний рынок, и подросшие на нем цены более-менее обеспечивают стабильную работу лесопромышленных предприятий, говорит директор департамента легкой промышленности и лесопромышленного комплекса Минпромторга РФ Вера Хмырова.
"Мы уже наблюдаем сейчас, что аренда лесных участков не остановилась.
Отрасли удалось устоять за счет развития внутреннего рынка. Переработка леса увеличилась по некоторым направлениям до 30%, в частности, по производству мебели. В других направлениях – от 20 до 30%", – сообщил заместитель председателя Совета Федерации Юрий Воробьев.
В частности, выросла погрузка на Восточно-Сибирской и Свердловской магистралях. За 12 месяцев там погружено 2,7 и 1,8 млн т лесных грузов, рост соответственно составил 1,3 и 2,6%. А вот на главной лесопогрузочной дороге – Северной – не удалось выйти в плюс, хотя отставание к уровню 2023 года во втором полугодии было сокращено. На СевЖД погружено 11 млн т древесины и продукции переработки, или на 3,5% ниже предыдущего результата.
В свою очередь, на Дальневосточной магистрали смогли преодолеть разрыв с отчетным периодом. С ее станций отправлено 2,7 млн т лесных грузов, как и в 2023 году. "Прошлый год знаменателен. Впервые продукции лесопереработки отправлено больше, чем круглого леса", – отметил заместитель начальника ДВЖД Виктор Демьянко.
В целях увеличения сбыта лесопродукции рассматриваются возможности более широкого распространения деревянного домостроения. Как рассказал замдиректора департамента градостроительной деятельности и архитектуры Минстроя РФ Александр Степанов, в прошлом году совместно с МЧС проводились огневые испытания с конструкциями из древесины, которые могут применяться в многоэтажных домах. Они показали неплохие результаты для деревянных домокомплектов.
И все же внешние рынки остаются необходимыми для развития отрасли. К тому же Китай принимает меры по стимулированию спроса на недвижимость, смягчает условия ипотечного кредитования. В Поднебесной есть предпосылки для роста строительного сектора в 2025 году, что позитивно повлияет на экспорт продукции российского ЛПК, информирует аналитический центр компании "ТрансЛес".
Кроме того, отечественные экспортеры стараются искать новые рынки и области применения лесоматериалов. Например, существует спрос на высокопрочную фанеру в сегменте судостроения в Южной Корее, который обусловлен строительством флота на фоне растущих потребностей в транспортировке сжиженного природного газа. "Несмотря на то, что сегодня эта продукция ориентирована на зарубежных клиентов, объем производственных мощностей наших фанерных комбинатов позволит удовле творить и потенциальный запрос российских судостроительных заводов, которые сегодня только начинают формировать свои потребности в рамках создания отечественного танкерного флота", – говорит президент Segezha Group Александр Крещенко. Российские власти обещают продолжить субсидирование перевозок продукции ЛПК в экспортном направлении. В 2024 году дотации получили 59 компаний отрасли на сумму около 5 млрд руб. Субсидии распределялись по фактическим затратам экспортеров.
С 1 января 2025 года, сообщила В. Хмырова, начинает действовать обновленный механизм распределения господдержки. Он будет производиться на конкурсной основе. Кроме того, появятся дополнительные критерии.
"Фактически будет повышающий коэффициент в случае [продажи] высокотехнологичной продукции", – уточнила чиновник.
Помимо этого, для экспортеров предлагается ввести более целевую субсидию, рассчитывая объем помощи в зависимости от географии направлений поставок лесопродукции. "На дружественные страны будет коэффициент 0,6, в сторону стран Азиатско-Тихоокеанского региона – 0,3. При этом в эту субсидию продолжают быть включены все виды продукции: пиломатериалы, фанера, пеллеты", – уточнила В. Хмырова.
Стоит сказать, в 2024 году отсутствовали дотации относительно экспорта товаров через порты СевероЗапада. Как пояснила представитель Минпромторга, их не стали вводить по причине стабилизации цен на перевозки и кратного снижения стоимости отправки контейнеров. "Это была временная мера в целях поддержки ЛПК", – сказала руководитель профильного департамента.
Российские власти обещают продолжить субсидирование перевозок продукции ЛПК в экспортном направлении. В 2024 году дотации получили 59 компаний отрасли на сумму около 5 млрд руб. Субсидии распределялись по фактическим затратам экспортеров
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер | 27.01.2025 |