14-03-25 / 2025
Новости отрасли
Лес попал под ограничения на РЖД

С 2025 года на РЖД начала действовать новая редакция ПНД, которые оказали значительное влияние на отгрузку продукции ЛПК в восточном направлении. В частности, отправка лесопродукции, особенно в сторону Китая, стала сопряжена с рядом трудностей, которые были не только неожиданными, но и крайне серьезными для предприятий, занятых в этой сфере.

Ранее для успешной отправки лесопродукции формировались перечни системообразующих предприятий, которые направлялись в Минпромторг России.

Благодаря поддержке правительства Хакасии был создан список местных отправителей лесных грузов, в котором значилось и ООО "ТК Восточный". Эти меры, хоть и не решили всех проблем с экспортом, но позволили обеспечить минимальные объемы вывоза. Однако с введением ПНД ситуация стала значительно более сложной. ТК "Восточный" является одним из ключевых экспедиторов в сфере железнодорожной логистики в Рес публике Хакасия и на юге Красно ярского края. Однако в течение последних двух месяцев ООО "ТК Восточный" столкнулось с ограничениями на вывоз пиломатериалов в КНР на станцию Забайкальск (эксп. КЖД). В частности, на февраль 2025 года была согласована заявка ГУ-12 на 1 вагон, а в марте объем согласования увеличился в 2 раза, что составило всего 2 вагона. Это создает сложности для бизнеса и требует поиска решений.

В шахматках ЦД нет ограничения в отправке крытых вагонов на восток.

Подвижной состав имеется. Но объемы, указанные в ГУ-12 на экспорт через погранпереход Забайкальск – Маньчжурия, вновь стали отклоняться. Компания не может вывезти продукцию. Региональный бюджет недополучает средства, а коллектив компании – зарплату. В ПНД обработанные лесоматериалы на экспорт попали в 10-ю очередь.

Между тем ранее приоритет был выше, поскольку производители древесины попадали в список Минпромторга РФ как грузоотправители, обладающие собственными производственными мощностями по переработке древесины или лесосырьевой базой с учетом отгрузок субъектами малого и среднего предпринимательства. В подобных случаях перевозчик обещал через министерства уточнять технологии отправки тех или иных номенклатур.

Но пока на практике ситуация выглядит иначе.

Резкое сокращение согласованных объемов заявок затронуло не всех грузоотправителей лесных грузов. Но особенно сильно это отразилось на грузоотправителях Абаканского отделения КрасЖД, у которых объемы значительно сократились. "Поскольку ЦФТО не устанавливает контакта с клиентами, мы снова обратились в региональное правительство для решения возникшей проблемы. Со стороны Министерства экономического развития Республики Хакасия есть поддержка. Но что делать дальше?" – недоумевают в "ТК Восточный".

Отметим, что причины отказа в согласовании ГУ-12 из ТЦФТО компания получает разные. Так, к примеру, если ГУ-12 заводится с железнодорожного пути необщего пользования, где "ТК Восточный" является владельцем, отказ обычно мотивируют отсутствием технических и технологических возможностей инфраструктуры общего пользования (п. 10 перечня в приказе Минтранса № 192 от 06.09.2010). А если ГУ-12 с пути необщего пользования, где "ТК Восточный" является контрагентом, то причиной отказа становится отсутствие технических и технологических возможностей путей необщего пользования – перерабатывающих способностей грузо отправителя (п. 12 того же перечня).

Причем при попытках отгрузить вагоны с собственных железнодорожных путей, которые имеют достаточную перерабатывающую способность, причину для отклонения ГУ-12 меняют на превышение пропускной способности по участку магистрали, примыкающему к путям необщего пользования. Складывается впечатление, что ТЦФТО получает от движенцев формальную причину отказа – лишь бы грузоотправитель не смог ее проверить.

Клиенты сетуют на то, что у них мало времени на согласование дополнительных объемов отправок. И поданные заявки продолжают отклоняться, что серьезно затрудняет работу предприятия и ограничивает возможности для экспорта продукции ЛПК.

Ситуация на РЖД требует пересмотра и доработки существующих правил: необходимо учитывать реальную ситуацию в регионах и создавать более гибкие механизмы, направленные на поддержку перерабатывающих компаний. Это не только поможет обеспечить экспорт лесопродукции, но и будет способствовать развитию экономики региона.

Вопрос – что делать дальше? Ответ на него требует как оперативного вмешательства со стороны государственных структур, так и активного участия бизнеса в процессе внедрения изменений в существующие правила. Безусловно, приоритеты развития регионов должны быть учтены в любой новой редакции нормативных документов, чтобы обеспечить справедливые условия для всех участников рынка и предотвратить дальнейшие финансовые потери.

Резкое сокращение согласованных объемов заявок затронуло не всех грузоотправителей лесных грузов. Но особенно сильно это отразилось на грузоотправителях Абаканского отделения КрасЖД, у которых объемы значительно сократились

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер14.03.2025