Федеральная антимонопольная служба ФАС России утвердила новые правила применения ставок портовых сборов в морских портах РФ.
Лоцманские сборы проконтролируют строже. Документ уже зарегистрирован в Минюсте и вступил в силу с 29 мая 2016 года. По информации ФАС, в новой редакции уточняются правила взимания отдельных портовых сборов, пересмотрен перечень категорий судов, освобождаемых от уплаты, установлен порядок оплаты для пассажирских накатных судов, а также изменены правила взимания экологического сбора и транспортной безопасности.
Однако по какой причине обновлялся документ и какие принципиальные новации в нем содержатся, в ведомстве уточнить отказались. Тем не менее свою позицию в этом вопросе озвучили профильные отраслевые специалисты. Как отметила начальник управления тарифной политики ФГУП "Росморпорт" Марина Бондаренко, по прежнему нормативу морское судоходство отработало почти 10 лет, и за это время возникла необходимость его обновить. С таким предложением в Росморпорт обращалась и Ассоциация морских портов России, и судовладельцы.
"По сути, в утвержденном документе принципиальных изменений нет, изменены формулировки и правила применения ставок для судов смешанного типа. К примеру, на судах ro-ro возят накатную технику, на ro-passenger перевозят пассажиров, и есть круизные суда. В нашем российском регистре не все они обозначены, поэтому для того, чтобы было справедливое разделение по правилам оплаты сборов, сделали уточнения", – рассказала она "Гудку".
По словам специалиста, важным и положительным моментом в обновленном документе являются преференции для рыбопромысловых судов под российским флагом. В прежней схеме для снижения тарифной нагрузки на этот тип судов им предоставлялись скидки на портовые сборы по приказам Росморпорта. Теперь это зафиксировано в правилах.
По словам начальника Финансово-экономической службы ФГБУ "Администрация морских портов Балтийского моря" Вадима Маленьких, в документе предусмотрены исключения специально для Санкт-Петербурга, чтобы поддержать действующие паромные линии до Хельсинки, Стокгольма и Таллина.
"Но в целом все это вынужденные шаги, и по отдельным группам судов даже есть ужесточения. Значительные изменения, к примеру, коснулись лоцманских сборов", – говорит он.
В то же время, несмотря на то что сейчас активно обновляется нормативная отраслевая база – готовы поправки в закон о морских портах, – под вопросом остается проблема с индексацией межпортовых сборов, в частности корабельного – за вход в порт судна и выход из него. Морские администрации, которым он уплачивается, не могут оперативно сработать, так как на согласование процедуры с прежним регулятором – ФТС – порой уходило до трех лет. И ФАС пока оперативностью в этом вопросе также не отличилась.
"Изменения в правилах в целом увеличивают сборы для судов, особенно для пассажирских, но создают дополнительные льготы для развития внутреннего рыболовства", – считает эксперт-аналитик АО "ФИНАМ" Алексей Калачев.
В частности, пассажирские суда теперь будут уплачивать корабельный сбор со второго захода в порт по коэффициенту 0,25 к установленным ставкам за каждый заход и выход судна из порта. Первый заход оплачивается полностью, как и прежде, но раньше уплачивался только первый заход один раз в течение года, а остальные нет. Новые правила также увеличивают величину экологического сбора – при пребывании судна в порту свыше 10 суток к базовой ставке экологического сбора применяется коэффициент 1,3. Кроме того, вводится новый вид – сбор транспортной безопасности за заход судна в порт, выход из него или проход акватории транзитом. Также добавились пункты в разделе "Лоцманский сбор", он теперь будет уплачиваться по ставкам каботажного плавания, уточнил эксперт.
| Источник | Дата | Наименование материала |
|---|---|---|
| Гудок | 01.06.2016 |