15-09-25 / 2025
Новости отрасли
КТЖ и РЖД намерены подписать соглашение о развитии восточного маршрута МТК "Север-Юг"

Казахстанские и российские железные дороги планируют до конца текущего года подписать соглашения о развитии межгосударственных стыковых пунктов (МГСП) до 2030 года и о развитии восточного маршрута международного транспортного коридора (МТК) "Север-Юг", сообщила пресс-служба "Казахстан темир жолы" (КТЖ, "Казахстанские железные дороги").

Вопросы подготовки этих документов обсуждались во Владивостоке в ходе XVI заседания совместной рабочей группы по стратегическому сотрудничеству КТЖ и ОАО "РЖД".

По информации пресс-службы, стороны утвердили план мероприятий по повышению эффективности МГСП на 2026-2030 годы, включающий совместные шаги и сроки для их модернизации с учетом роста грузопотока.

По данным КТЖ, за январь-август 2025 года объем перевозок между Казахстаном и Россией достиг 58,3 млн тонн, что на 3,2% выше уровня аналогичного периода прошлого года. Экспортный грузопоток из Казахстана в/через Россию составил 35,3 млн тонн (+6,8%). При этом экспорт угля вырос на 36,4% - до 8 млн тонн, зерна - в 5,3 раза, до 1,5 млн тонн.

Рабочая группа рассмотрела также вопросы организации работы локомотивов и локомотивных бригад, а также увеличения объема перевозок по электронным накладным.

По итогам заседания подписан протокол. Следующее заседание рабочей группы состоится в Казахстане в первой половине 2026 года.

Восточный маршрут международного транспортного коридора "Север-Юг" соединяет Россию, Казахстан, Туркмению и Иран с выходом к портам Персидского залива и далее в Индию. В июле 2024 года стороны подписали "дорожную карту" по синхронному развитию восточного маршрута на 2024-2025 годы.

Пропускная способность маршрута в настоящее время составляет около 6 млн тонн в год. К 2027 году она должна вырасти до 10 млн тонн, а к 2030 году - до 20 млн тонн.

Для этого запланированы модернизация железнодорожных линий, строительство вторых путей, внедрение автоматической блокировки, а также развитие межгосударственных стыковых пунктов.

Общий объем инвестиций оценивается в $1,9 млрд. Реализация проекта позволит сократить сроки доставки грузов между Россией, Центральной Азией, странами Персидского залива и Индией, а также усилить транзитную роль Казахстана.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс15.09.2025