Рынок лизинга испытывает нелегкие времена, но финансовая аренда все еще остается популярным инструментом для обновления парка транспортных средств. Участники рынка и эксперты оценивают перспективы развития отрасли на 2025 год как удовлетворительные.
Обнадеживающие итоги В 2024 году объем нового бизнеса лизинга в РФ составил 622 тыс. ед., что на 0,5% меньше, чем в 2023 году. При этом аналитики НП "Лизинговый союз" долю транспорта оценили в 62% от указанного показателя. И это немало. В том числе доля грузовых автомобилей в нем составила 29%, железнодорожного подвижного состава – 18,5%, легковых авто – 17,8%, морских и речных судов – 1,3%, авиатехники – 0,9%.
Ранее эксперты НРА ожидали в 2025 году положительной динамики, но в феврале определили объем нового бизнеса на уровне 575-620 тыс. ед. То есть прогноз скорректирован в сторону снижения в размере около 5%. Правда, в денежном выражении объем нового бизнеса увеличится до 4,1 трлн руб. (+9,5% к 2024 году). Но тут прибавка будет в основном за счет инфляции. В 2024 году основным драйвером по новым сделкам в транспортном сегменте был определен автолизинг (за счет развития в сфере услуг такси и каршеринга). Также лизинговые компании поддержала спецтехника (на фоне продолжения программ строительства автодорог). При этом сократился вклад грузового автотранспорта (из-за приостановки обновления парков на фоне ряда событий). В железнодорожном сегменте в 2024 году наблюдался двукратный прирост новых сделок, в основном за счет приобретения грузовых вагонов и скоростного пассажирского подвижного состава. Впрочем, в лизинг приобретались не только новые, но и б/у вагоны, поскольку активизировались сделки по перераспределению определенной части парков между различными операторскими компаниями, что, кстати, подтвердил источник в ОАО "РЖД", выразивший озабоченность тем, что подобные операции увеличили размеры ротации порожних вагонов. В итоге перевозчик в II полугодии 2024 года ввел ограничения на перемещения парков, связанные со сменой локации в интересах нового собственника, если вагоны оформляли под видом их подсыла под погрузку. Иными словами, новому собственнику предлагали искать попутную погрузку в зоне передачи парка, что осложнило сделки.
Эксперты ожидали, что в 2025 году в железнодорожной отрасли сохранятся сопоставимые объемы новых сделок – пока не всплыли новые риски. Теперь респонденты исследования "Ставки и грузовые вагоны", которое проводит "РЖДПартнер", полагают, что текущий уровень ставки ЦБ РФ стал "дестимулятором инвестиций для операторских компаний". "В ситуации, когда безрисковые инструменты имеют гарантированную доходность на уровне 19%, инвестиции в реальное производство уходят на второй план. Это создает опасность снижения в 2025 году погрузки и размеров обновления парка подвижного состава", – рассказал представитель операторской компании. Правительство обещает определить приоритетные проекты, где для предприятий выделят льготы на развитие, СПИК, софинансирование из ФНБ и разных фондов. Войдет ли в них вагоностроение? Возможно. Но не операторский бизнес (как и многие частные компании). Им предложено развиваться за счет собственных средств.
На этом фоне возможна коррекция рынка. Первый звонок – отказ от приобретения некоторых типов подвижного состава по предложенным заводами ценам. Рынок какоето время будет двигаться по инерции в ожидании улучшений. Возможно продолжение игры скидок со стороны вагоностроителей.
При прежних условиях (ставка лизинга 12% годовых) для сохранения срока службы вагона в 13-15 лет доходность нового вагона должна быть на уровне 38-50%. Это если его средняя стоимость равнялась 3 млн руб., а средняя ставка аренды в парке – 3400 руб./сут.
Сейчас лизингодатели установили средневзвешенную ставку по кредитному портфелю в 27%. А средняя стоимость нового вагона стала 5 млн руб. Для сохранения тех же параметров парка при новом раскладе лизинговая сделка, как показывают расчеты, уже генерирует убыток в 30-47%. Это если средняя ставка аренды вагона в 2025 году вернется на уровень 3400 руб./сут. Но она может опуститься и ниже. Расчет для ставки в 2800 руб./сут. показывает, что тогда убыток увеличится до 58-78%.
Это означает, что среди операторов ожидается снижение активности в приобретении новых вагонов. Правда, в январе 2025 года, по данным ОПЖТ, было выпущено 5,1 тыс. вагонов, что на 22% больше, чем за аналогичный период 2024 года. Но данное ускорение было связано, как и в декабре, с отложенными отправками в предыдущий период. В том числе из-за задержек с принятием на сеть со стороны перевозчика, который пытался уменьшить приток новых вагонов, сочтя их "лишними". Кроме того, заказчики спешили получить тот парк, выпуск которого был перенесен на более поздний срок. Вместе с тем в январе вагоностроители по-новому оценили риски для ритмичной работы заводов в 2025 году. В ОВС, например, считают, что формируются серьезные предпосылки для спада заказов.
"Черные лебеди" портят настроение В октябре сначала операторы, а затем, уже в ноябре, вагоностроители столкнулись с последствиями ограничений в рамках борьбы перевозчика с имеющимся, по его мнению, профицитом подвижного состава. Для вагоностроителей это оказалось непредвиденным ранее фактором. Почти шоком стало для них намерение перевозчика связать прием на сеть новых вагонов с вместимостью путей приписки. Среди других факторов назывались: сложившиеся ограничения пропускной способ ности инфраструктуры, общесистем ные риски железнодорожной отрасли, низкий размер списания грузовых вагонов до 2031 года включительно и высокая ключевая ставка ЦБ РФ для кредитования и лизинга. Особенно чувствительно последнее обстоятельство отразится на приобретении новых грузовых вагонов с улучшенными характеристиками.
Кстати, на данный фактор мы указывали летом и вернулись к данной теме в выпуске исследования за декабрь 2024 года.
Наконец, если ранее изменения в логистике подстегивали рост спроса на новые вагоны, то теперь стагнация железнодорожных перевозок стала усиливать снижение темпов обновления парка. Отсюда – смена прежнего прогноза: в 2025 году (и возможно, далее) отрасли предстоит пройти кратное падение загрузки производства. Объем выпуска вагонов по итогам текущего года ожидается теперь на уровне 25-27 тыс. вагонов. Прогноз основан на размере среднегодовых списаний вагонов с учетом динамики отказов операторов от заключенных ранее контрактов на производство подвижного состава в начале 2025 года. Сделана поправка и на требование перевозчика регистрировать новые вагоны только на пути необщего пользования, а их вместимость в апреле – мае будет исчерпана.
Это также свидетельствует о том, что вагоностроители скептически оценили идею, выдвинутую правительством РФ, о поддержке экспорта железнодорожной продукции в дружественные страны. По данным участников рынка, мощности вагоно строения, созданные в Казахстане и Беларуси, ранее представлялись недостаточными для потребителей. Но теперь оценка изменилась. Производители из стран СНГ сами будут стремиться на российский рынок, закрыв спрос на новые вагоны основных типов внутри своих полигонов.
И все же при урегулировании ряда вопросов с перевозчиком прогноз выпуска повышается до 48-50 тыс. вагонов по итогам 2025 года. Такой прогноз – обнадеживающий для рынка лизинга.
Другой фактор, который в 2025 году создает позитивные настроения – намерение ОАО "РЖД" приобрести 400 локомотивов. Спрос формирует Восточный полигон и северо-западное направление. Кроме того, в 2025 году запланировано модернизировать более 3,3 тыс. секций локомотивов. По словам заместителя генерального директора ОАО "РЖД" Дмитрия Пегова, в 2025-2035 гг. потребность компании в новых локомотивах оценивается на уровне 800-900 ед. ежегодно, что связано с необходимостью замены старого подвижного состава, пик списания которого придется на 2026-2027 гг. Вот почему, несмотря на все сложности, железнодорожный сегмент рассматривается одним из драйверов рынка лизинга в транспортном секторе.
Свои риски есть и в автолизинге. По оценкам НРА, ожидается сокращение нового бизнеса по легковым автомобилям на 3-5% из-за сокращения объемов продаж новых автомобилей до 1,4 млн ед. (-12,5% к 2024 году). Аналогично – по грузовикам (спад около 4%). Позитив, правда, в 2025 году участники рынка связывают с лизингом спецтехники для дорожного строительства и легковушек китайских производителей (бренды Haval, Geely, Chery, Exeed), используемых для такси и каршеринга. Как бы то ни было, лизинг остается востребованным способом привлечения финансирования для обновления основных фондов, хотя в начале 2025 года и живет в ожидании. "Основная "игра" развернется во втором полугодии", – сошлись во мнении респонденты среди лизинговых компаний. По их оценкам, спад рынка лизинга в I квартале сменится восстановлением ближе к III кварталу текущего года. Оно продолжится в 2026 году, поскольку будет накапливаться отложенный спрос.
Позитив в 2025 году участники рынка связывают с лизингом спецтехники для дорожного строительства и легковушек китайских производителей (бренды Haval, Geely, Chery, Exeed), используемых для такси и каршеринга В железнодорожном сегменте в 2024 году наблюдался двукратный прирост сделок – в основном за счет приобретения новых грузовых вагонов и скоростного пассажирского подвижного состава
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер | 14.03.2025 |