Осуществление все контролирующих функций в пунктах пропуска предлагается оставить за пограничниками и таможней. Об этом было заявлено на состоявшемся заседании Совета по развитию транспортного комплекса в субъектах РФ.
Цель – ускорить перевозки
Сегодня на погранпереходах ведут деятельность 7 госструктур, между которыми распределено более 10 видов контроля.
Однако традиционная система контролирующих функций в виде цепи последовательных процедур не позволит обеспечить задачу по сокращению времени проезда грузового транспорта через пункт пропуска до 10 минут, а также ответить на новые вызовы по скоростному перемещению транспортных средств, отмечает замруководителя ФТС Владимир Ивин.
"Безусловно, пришло осознание, что эти процедуры нужно делать параллельно либо оптимизировать таким образом, чтобы они друг друга не тормозили", – сказал он.
Были рассмотрены технологии, позволяющие достичь такой цели. К тому же существует практика, когда таможня выполняет определенные виды контроля в интересах других ведомств. Подобный опыт наработан в рамках режима свободного порта Владивосток и в Арктике.
"В настоящее время вышло постановление правительства, что с 1 сентября 2025 года в 13 пунктах пропуска различных видов транспорта контроль будет возложен на два органа", – проинформировал замглавы ФТС.
Речь идет об АПП Вяртсиля, Куничина Гора, Мамоново (Гжехотки), Тагиркент-Казмаляр, Шумилкино, Яраг-Казмаляр, ЖДПП Забайкальск, Наушки, Нижнеленинское, Соловьевск, аэропортах Екатеринбург, Иркутск, Омск.
Таможня помимо транспортного возьмет на себя проведение фитосанитарного, ветеринарного и других видов контроля.
Оборудование в помощь
Чтобы грузы через госграницу оформлялись быстрее, нужны и технические мероприятия. По словам В. Ивина, необходимо пункты пропуска оснащать портальными инспекционно-досмотровыми комплексами (ПИДК). Если раньше средствами сканирования предыдущего поколения могли досматривать примерно 5 транспортных средств в час, то современный ПИДК позволяет обрабатывать от 30 до 50.
"Надо как типовое требование вносить обязательное наличие портальных ИДК ко всем пунктам пропуска – и автомобильным и железнодорожным. Понятно, что это инфраструктурная работа, большие деньги, но [без этого] вопрос нормального пропуска через пункты пропуска решен быть не может", – убежден В Ивин.
Новое оборудование, действительно, позволяет быстрее и качественнее досматривать транспорт, соглашается представитель погранслужбы ФСБ Игорь Кононенко. На АПП Маштаково, расположенного на границе с Казахстаном, с появлением нового ПИДК стало возможно обрабатывать до 1,2 тыс. машин в сутки и более, тогда как ранее – 500.
Впрочем, чтобы технология работала полноценно, нужна соответствующая инфраструктура и на противоположном участке погранперехода, обращает внимание И. Кононенко. "В тот же Маштаково [транспорт] приходит, мы под границу забиваем транспортными средствами, и они стоят, потому что сопредельная сторона не может [обработать]", – рассказал он.
Впрочем, информирует В. Ивин, Казахстан сейчас активно включается в работу с оснащением своей инфраструктуры современными средствами контроля. В этом же направлении движется и Узбекистан.
Добавим, в настоящее время Росгранстрой продолжает тестировать современные функции интеллектуального пункта пропуска с целью обеспечения возможности пересекать границу за 10 минут к 2030 году.
"В режиме онлайн отслеживается ситуация "на земле", заблаговременно собираются данные о транспортных средствах и грузах. Затем информация передается в таможню, пограничникам и другие госорганы, чтобы они могли заранее оценить степень риска у груза, назначить дополнительные контрольные операции. Если все хорошо, грузовик проезжает границу без дополнительного контроля, нет – отправляется на расширенный досмотр", – пояснили в ведомстве.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер |
02.06.2025 |