04-09-25 / 2025
Новости отрасли
Контейнеры не просятся в полувагон

Отправки контейнерных грузов с Дальнего Востока в данном виде подвижного состава к прошлогоднему уровню снизились на 40%.

Антикризисная технология

Перспективы развития технологии перевозки обсудили участники сессии "Заглянуть за горизонт: реалии и перспективы контейнерной логистики", проведенной сегодня в рамках ВЭФ-2025. Отправки контейнерных грузов с Дальнего Востока в полувагонах начались 3 года назад. Это была вынужденная мера, напомнил генеральный директор АО "Уголь-Транс" Хасян Зябиров, когда вследствие дисбаланса между экспортным и импортным потоком в Приморье произошел транспортный коллапс.

За время действия данной технологии было высвобождено 6,6 тыс. ниток графика, проинформировал Х. Зябиров. Из-за того, что на Дальний Восток была ограничена заадресовка порожних фитинговых платформ, через Восточный полигон дополнительно перевезли 30 млн т угля и других грузов. При этом в полувагонах из приморских портов было вывезено 710 тыс. контейнеров.

Технология набирала оборот, и в 2024 году в сутки отправлялось из Приморья 16 поездов, сформированных из полувагонов с контейнерными грузами. Правда, в этом году отправки снизились на 40%, хотя они держатся на уровне позапрошлого года, уточнил гендиректор "Уголь-Транса".

Подобную практику стоит продолжать, считает он. "Ежемесячно [с ДВЖД] отправляется только на Западно-Сибирскую дорогу 30 тыс. порожних полувагонов. Почему их нельзя погрузить?", – обращает внимание Х. Зябиров.

В свою очередь генеральный директор ООО "ФинИнвест" Александр Кахидзе предложил продлить на 10 лет скидку на отправку контейнеров в полувагонах, которая была введена для повышения привлекательности этой технологии.

Платформы хотят равенства

Контейнерная перевозка в полувагонах в условиях серьезного дисбаланса в портах между экспортом и импортом действительно явилась антикризисной мерой, говорит первый заместитель гендиректора по стратегии и развитию ГК "Дело" Александр Иодчин.

"Но мы, как контейнерный оператор, прежде всего, за контейнерную технологию. За то, чтобы смотреть не только в сторону импорта, но и экспорта", – сказал менеджер.

Он напомнил, что в прошлом году действовали большие ограничения на отправку контейнеров в экспортном сообщении.

"В этом году на экспорт сильно влияет крепкий рубль, и практически отрицательные или нулевые нетбеки у наших экспортеров. Тем не менее мы с оптимизмом смотрим, с учетом корректировки факторов, что экспорт должен расти и более того должна расти контейнеризация экспорта. И здесь полувагоны нам не помогут", – отметил А. Иодчин.

Безусловно, еще дают знать о себе инфраструктурные ограничения, но стоит развивать другие технологии перевозок, в частности, формирования длинносоставных контейнерных поездов в 142 условных вагона.

С начала года дисбаланс в портах стал сглаживаться из-за того, что импорт снижался, а экспорт понемногу рос. Однако в последние месяцы разница снова усиливается, поскольку экспортный поток в контейнерах активнее направляется в сторону сухопутных погранпереходов. "В части морпортов мы вернулись к ситуации предыдущих лет", – обозначил представитель ГК "Дело".

По его словам, сейчас важно стимулировать экспорт, а также выравнивать тарифы для разных типов подвижного состава при отправке контейнеров. Скидка, которая действует при погрузке контейнерного груза в полувагон, для платформ не действует.

"Здесь мы находимся в неравных условиях", – констатировал А. Иодчин.

 

Источник Дата Наименование материала

РЖД-Партнер

04.09.2025