Контейнерный рынок 2025 года – это точка перелома. Мир замедляется, но у России остаются возможности для роста – за счет географии, индустриальных проектов и умения быстро перестраивать логику перевозок.
Мировая контейнерная логистика в 2025 году вошла в турбулентность, которой отрасль не знала три десятилетия. Глобальный рост ВВП продолжается, но контейнерооборот впервые перестал следовать за ним. Эту тенденцию начали расшатывать деглобализация, торговые войны и регионализация поставок. В 2025 году ожидания аналитиков по росту мирового контейнерооборота колеблются около нуля.
"Последние 30 лет контейнерооборот в мире был привязан к динамике роста ВВП. Постепенно эта тенденция угасала за счет двух факторов: достижения пика глобализации и повышения уровня контейнеризации, который достигался за счет разных видов грузов. В 2025 году этот тренд прервался. Появились тренды по деглобализации, торговые войны, рост ВВП продолжился, а ожидания аналитиков по росту контейнерооборота колеблются в районе нуля", – отметил Михаил Баженов, партнер, руководитель практики бизнес-консультирования "Технологии Доверия".
В России же за последние десять лет груженые контейнеры в России выросли более чем вдвое, хотя ВВП за этот период подрос лишь на 15-18%.
Куда повернет рынок: пять ключевых направлений
1. Демография как драйвер: фокус на Африку
"Точка роста – Африка. Более двух миллиардов человек добавится в ближайшие 50 лет. Там быстро растет население, это и центр потребления, и центр производства в перспективе. Как следствие, России нужно сейчас вкладываться в рынок Африки, создавать транспортную инфраструктуру, а главное - обеспечивать безопасность российских инвестиций в этой инфраструктуре", - говорит М. Баженов.
2. БРИКС: десятки миллионов новых контейнеров
На пространстве БРИКС к 2030 году появится свыше 10 млн TEU новых грузов. Несмотря на мировую турбулентность, это один из самых быстро растущих рынков. Российской логистике, по словам эксперта, нужно учиться выстраивать сложные маршруты: треугольные и многоугольные схемы, позволяющие "закольцовывать" контейнеры и зарабатывать на каждой части пути. Проблема в том, что "экспортеры сегодня довольно суровы в ценообразовании", и условия для транспортных компаний далеко не идеальные.
3. Искусственный интеллект: скорость, вариативность, экономия
Искусственный интеллект должен стать основой транспортно-логистической отрасли уже к 2030 году, обеспечивая широкий спектр технологических решений. Его внедрение позволит существенно ускорить процесс принятия логистических решений, автоматически генерировать разнообразные варианты доставки, а также снижать издержки – как в части расхода топлива, так и по численности персонала. Среди ключевых функций ИИ – точное прогнозирование спроса, оптимизация маршрутов и выявление потенциально опасных грузов в контейнерах. Кроме того, специализированные ИИ-системы смогут заранее определять грузы с высоким риском задержки более чем на 48 часов и предлагать клиенту наиболее эффективные альтернативные решения.
4. E-commerce передвигает логистическую карту
Онлайн-торговля продолжает доминировать. Главное изменение – перераспределение грузопотоков с Москвы на регионы Сибири, юга и страны СНГ. "Раньше грузы в основной своей массе заходили через Московский транспортный узел, и сейчас заходят, но постепенно транспортная сетка будет формироваться напрямую в регионах потребления", – подчеркивает М. Баженов.
5. Транспортный суверенитет как стратегия
Два коридора – "Север-Юг" и Трансевразийский (ТТК) – становятся базой долгосрочной устойчивости. Это многотриллионные вложения, но, как отмечает эксперт, без транспортного суверенитета не будет стабильного грузопотока.
Шесть рычагов контейнерного роста для России
В ближайшие годы наращивание контейнерооборота в России возможно за счет целого ряда ключевых инструментов. Одним из них станет активизация внешней торговли с динамично развивающимися регионами, такими как Юго-Восточная Азия и Африка, с акцентом на использование экспортного плеча. Существенный вклад в рост объемов контейнерных перевозок также обеспечит запуск крупных газохимических производств – Балтийского химического комплекса на западе страны и Амурского на востоке. Эти проекты способны добавить сотни тысяч контейнеров к общему грузообороту. Дополнительным фактором станет увеличение импорта автокомпонентов на фоне активной локализации автомобильного производства в стране. Продолжающийся рост сектора электронной коммерции, особенно в сегменте сложных товаров, таких как мебель и автозапчасти, также способствует повышению степени контейнеризации.
Отдельное значение имеет углубление логистических связей со странами Средней Азии, где наблюдается высокая интенсивность грузопотоков при все еще низкой доле контейнерных перевозок. Кроме того, расширение маршрутной сети за счет внедрения многоугольных схем транспортировки позволяет более эффективно задействовать контейнерный парк, что в целом способствует укреплению контейнерной логистики на ключевых направлениях.
| Источник | Дата | Наименование материала |
|---|---|---|
| РЖД-Партнер | 19.11.2025 |