23-07-25 / 2025
Новости отрасли
Контейнерный рынок России в первом полугодии снизился на 5%

Перевозки останутся в "красной зоне" до осени, полагают эксперты

Перевозки грузов в контейнерах в России в январе - июне 2025 г. составили 3,16 млн TEU (20-футовый эквивалент, ДФЭ), свидетельствуют данные транспортной группы Fesco. Это на 5% меньше по сравнению с показателем аналогичного периода 2024 г., сообщила 22 июля пресс-служба компании.

Импорт грузов в контейнерах снизился на 8% до 1,32 млн TEU, железнодорожный транзит - на 6% до 283 000 TEU, внутренние перевозки - на 14% до 588 000 TEU, говорится в сообщении. Контейнерный экспорт вырос на 7% до 969 000 TEU.

Статистика Fesco включает данные о внешнеторговых и транзитных перевозках через российские порты и сухопутные погранпереходы РЖД, а также внутрироссийские перевозки контейнеров по железнодорожной сети и каботажные перевозки. Компания учитывает только груженые контейнеры.

По данным группы, наибольшую положительную динамику в первом полугодии демонстрировали экспортные перевозки через сухопутные погранпереходы в Китай. Рост составил 16% относительно января - июня 2024 г. Абсолютные данные здесь не приводятся. Экспортные контейнерные отправки через порты Дальнего Востока выросли на 8%, через порт Новороссийск - на 4%. Экспорт через порты Балтийского бассейна уменьшился на 8%.

В то же время импорт через порты Балтики за шесть месяцев вырос на 9%, через Новороссийск - на 10%, а через порты Дальнего Востока снизился на 19%.

В июне общий объем контейнерных перевозок снизился на 12% год к году до 490 000 TEU, следует из сообщения Fesco. Таким образом, в прошлом месяце рынок ускорил снижение. За январь - май 2025 г. объем сокращения российского рынка контейнерных перевозок Fesco оценивала в 3% - до 2,67 млн TEU.

Главной причиной спада стало сокращение импорта готовых автомобилей из Китая в Россию после пиковых значений прошлого года, а также общее охлаждение экономики и потребительского спроса, пояснила "Ведомостям" начальник отдела маркетинговой аналитики транспортной группы Fesco Юлия Киселева. Готовые автомобили и машинокомплекты занимали до трети всех импортных контейнерных грузов в Россию, уточняет она. Сейчас этот поток постепенно восстанавливается, но он все еще существенно ниже прошлогодних значений, добавляет Киселева.

Экспорт легковых автомобилей из Китая в Россию в январе - июне 2025 г. упал в годовом выражении на 57,2% до $2,7 млрд, а грузовиков - на 77,6% до $287,3 млн, сообщал "Интерфакс" со ссылкой на данные Главного таможенного управления КНР.

Результаты июня в значительной мере связаны с эффектом высокой базы аналогичного месяца прошлого года, когда импортные перевозки пошли в резкий рост, продолжает Киселева. Кроме того, в июне этого года существенно снизились объемы контейнерного транзита белорусского калия, добавляет собеседница "Ведомостей".

Снижение контейнерных перевозок фиксируется с начала 2025 г., подтверждает представитель группы "Дело". Денежно-кредитная политика ЦБ РФ и высокие ставки по депозитам способствовали переходу потребительского спроса на сберегающую модель и сокращению потребления в целом, поясняет он. Это привело к дефициту грузовой базы на фоне затоваривания складов, говорит представитель "Дела". В частности, наблюдаются избыточные запасы автомобилей и ряда потребительских товаров, уточняет он.

По данным группы "Дело", в январе - июне снижение объема контейнерного рынка составило 5-7%, включая транзитные перевозки из Азии в Eвропу и перевалку груженых контейнеров в портах. Внутренние перевозки и импорт снижаются, но общее падение частично компенсирует рост экспорта, добавляет представитель компании. Основное сокращение группа фиксирует в сегменте железнодорожных перевозок (-7-9%) и в перевалке груженых контейнеров на Дальнем Востоке (-11%).

Но во втором полугодии ГК "Дело" ожидает ускоренного роста экспорта и возвращения объемов импорта на уровень 2024 г.

Перевозки груженых и порожних контейнеров по сети РЖД в январе - июне 2025 г. снизились на 3% год к году до 3,78 млн TEU, сообщала компания ранее в июле. В том числе во внутреннем сообщении за этот период было отправлено 1,5 млн TEU (-3%).

Количество груженых контейнеров, отправленных во всех видах сообщения, составило 2,7 млн TEU (-5,1%). В них перевезено 40,1 млн т грузов (-1%), говорится в сообщении. Погрузка на сети РЖД в январе - июне, по оперативным данным компании, сократилась на 8% до 554,5 млн т. Из них на "остальные грузы", включая контейнерные перевозки, пришлось 55,3 млн т (-8%).

Президент НИЦ "Перевозки и инфраструктура" Павел Иванкин отмечает, что с середины мая фиксируется сокращение грузовой базы на железнодорожном транспорте. "Eсли последние полгода мы говорили о том, что грузовая база есть, но РЖД ее не "вывозит", то сегодня ситуация изменилась: железная дорога готова грузить и везти, но началось сокращение грузов, на складах их нет", - поясняет эксперт. Это важный фактор, учитывая то, что контейнерные перевозки являются мультимодальными и в основном "идут в связке" с перевозкой по железным дорогам, уточняет он.

По оценке Иванкина, до конца августа - середины сентября российский контейнерный рынок продолжит оставаться в "красной зоне", при этом переход рынка к росту возможен с октября. По итогам года возможно как снижение на 0,5% к уровню 2024 г., так и рост на те же 0,5%, резюмирует эксперт.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Ведомости23.07.2025