29-10-25 / 2025
Новости отрасли
Контейнерные перевозки в России продолжают сокращаться

При этом грузоотправители все чаще предпочитают доставку автотранспортом

Перевозки грузов в контейнерах в России в январе – сентябре 2025 г. составили 4,73 млн TEU (20-футовый эквивалент), свидетельствуют данные транспортной группы Fesco. Это на 5% меньше по сравнению с показателем аналогичного периода 2024 г., сообщила 28 октября пресс-служба компании. Импорт грузов в контейнерах снизился на 9% до 1,96 млн TEU, железнодорожный транзит – на 5% до 432 000 TEU, внутренние контейнерные перевозки – на 14% до 891 000 TEU, говорится в сообщении. Вырос лишь экспорт грузов в контейнерах – на 7% до 1,44 млн TEU.

В сентябре общий объем контейнерных перевозок в России также показал снижение на 6% в годовом выражении до 517 000 TEU. Представитель Fesco от дополнительных комментариев отказался.

Статистика Fesco включает данные о внешнеторговых и транзитных перевозках через российские порты и сухопутные погранпереходы РЖД, а также внутрироссийских перевозках контейнеров по железнодорожной сети и каботажных перевозках. Компания учитывает только груженые контейнеры.

По сети РЖД за девять месяцев было перевезено в общей сложности 5,6 млн TEU груженых и порожних контейнеров, следует из данных компании. Это на 4% меньше по сравнению с тем же периодом прошлого года. Из них во внутреннем сообщении отправлено 2,2 млн TEU (-5% год к году), в экспортном – 1,32 млн TEU (+8%). Перевозки груженых контейнеров снизились на 6% до 4,15 млн TEU, в них было перевезено почти 60 млн т грузов (-3%).

Основной номенклатурой груза, перевозимой в контейнерах, в январе – сентябре стали химикаты и сода. На них пришлось 590 800 TEU (-2% год к году), следует из данных РЖД. Еще 446 800 TEU составили перевозки лесных грузов (+1%), 337 000 TEU – химических и минеральных удобрений (-10%), 321 800 TEU – промтоваров (-1%), метизов – 314 700 TEU (-4%), бумаги – 292 400 TEU (+8%), машин, станков и двигателей – 241 800 TEU (-17%), автомобилей и комплектующих – 211 000 TEU (-42%).

По оценке представителя группы "Дело", контейнерный рынок РФ сократился почти на 6% за девять месяцев 2025 г. Показатель учитывает железнодорожные перевозки, в том числе транзитные из Азии в Европу, и перевалку груженых контейнеров в портах. Основное снижение рынка по-прежнему наблюдается в сегменте импорта и транзитных перевозок, уточняет собеседник. По итогам года компания ожидает сохранения текущей динамики.

В России наблюдается структурный сдвиг в логистике – грузоотправители массово и надолго переходят с железнодорожного транспорта на автомобильный, говорит заместитель гендиректора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук. Это вызвано тем, что санкции и операционные сложности сделали традиционные маршруты с использованием железнодорожного транспорта дороже и медленнее, а автотранспорт доказал экономическую эффективность и оперативность, объясняет он. Даже при улучшении ситуации обратной миграции грузов на железнодорожный транспорт не происходит, что указывает на устойчивое изменение логистических предпочтений рынка, добавил эксперт.

Рынок грузоперевозок в конце 2025 – начале 2026 г. будет находиться под воздействием комплекса мер регуляторного, макроэкономического и инфраструктурного характера, продолжает Савчук. Наряду с ранее выявленными тенденциями – высокой ключевой ставкой ЦБ, слабым спросом – добавляются новые значимые драйверы, формирующие сложную и неоднозначную среду, отмечает он.

С 2026 г. ожидается повышение НДС до 22%, данная мера окажет волновое влияние на всю экономику – удорожание практически всех товаров и услуг для конечного потребителя, включая логистику, полагает собеседник. Это снизит и без того слабую покупательную способность населения и инвестиционную активность бизнеса. В скором времени это создаст дополнительное давление на спрос в сегментах "автомобили и комплектующие", "строительные грузы" и "машины, станки, двигатели", считает Савчук.

Согласно базовому сценарию ИПЕМа, в 2025 г. ожидается снижение перевозок груженых и порожних контейнеров на 4,8%, общий тренд остается негативным, несмотря на рост по отдельным номенклатурам. В этом году контейнеры покажут отрицательную динамику в коридоре от -3 до -10% в зависимости от сценария, полагает президент НИЦ "Перевозки и инфраструктура" Павел Иванкин.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Ведомости29.10.2025