С 1 октября ОАО "РЖД" снизило размер тарифной скидки на перевозку контейнеров в полувагонах с Дальнего Востока. В текущих условиях поддержка таких перевозок уже не так важна, как раньше. Но и полностью отказываться от использования этой технологии не планируется.
Решением правления ОАО "РЖД" на период с 1 октября по 31 декабря 2025 года понижающий тарифный коэффициент на перевозку контейнеров в полувагонах со станций Дальневосточной железной дороги и со станций Забайкальск и Забайкальск (эксп.) ЗабЖД установлен в размере 0,898. Ранее он составлял 0,793.
Перевозка контейнеров в полувагонах начала массово применяться в 2022 году на фоне сложившегося дисбаланса в контейнерных перевозках, когда импортные потоки на восточном направлении значительно начали превышать экспортные. Основной причиной этого стали санкции, из-за которых импортные потоки развернулись с Балтийского бассейна на Дальневосточный. Наличный парк фитинговых платформ не справлялся с вывозом возросших объемов груза, поэтому было решено применить обходную технологию. Тогда же было принято решение о введении понижающего тарифного коэффициента на такие перевозки.
Почти сразу стало очевидным и еще одно преимущество нового метода. Как объяснял "Гудку" заместитель генерального директора ОАО "РЖД" – начальник Центральной дирекции управления движением Михаил Глазков, загрузка полувагона контейнером в обратном рейсе позволяет снизить порожний пробег. С учетом того, какую долю в грузопотоке Восточного полигона составляет уголь, доставляемый туда полувагонами, это заметно улучшило показатели работы и ситуацию на сети.
Сегодня проблема с вывозом контейнеров из дальневосточных портов уже не стоит так остро, как три года назад. В текущей экономической ситуации экспорт контейнерных грузов в восточном направлении продолжает расти, а импортные перевозки через порты Дальнего Востока упали примерно на 20%, говорит заместитель директора по грузовому транспорту и логистике Центра экономики инфраструктуры Игорь Смирнов. Дисбаланс экспортных и импортных контейнерных потоков сокращается, и стимулирование транспортировки импортных контейнеров в полувагонах становится менее актуальным, отмечает эксперт. Решение ОАО "РЖД" в этой ситуации повысить тарифный коэффициент он называет логичным, это позволит увеличить доходы компании и обеспечить более высокую загрузку фитинговых платформ, которые, несмотря ни на что, по-прежнему наиболее экономически эффективны для перевозки контейнеров. Впрочем, предупреждает Игорь Смирнов, эффект этот не будет ни мгновенным, ни универсальным.
Отказ от отправки контейнеров в полувагонах на повестке не стоит. "Первоначально перевозки контейнеров в полувагонах оценивались как способ нивелировать разницу между экспортом и импортом. Сейчас можно рассматривать перевозку контейнеров в полувагонах как самостоятельную работу", – говорил на ВЭФ-2024 генеральный директор АО "Уголь-Транс" Хасян Зябиров. Намерение продолжать возить контейнеры в полувагонах подтверждал "Гудку" и Михаил Глазков.
Реакция контейнерных операторов на решение ОАО "РЖД" оказалась довольно сдержанной. "Мы положительно оцениваем решение об увеличении коэффициента на перевозку контейнеров в полувагонах. На наш взгляд, в дальнейшем следует вообще отказаться от понижающего коэффициента", – заявил операционный директор "ФЕСКО – Интегрированный транспорт" (входит в Группу FESCO) Алексей Радченко. По его словам, текущая модель распределения скидок стимулирует увеличение доходов у собственников полувагонов, тогда как холдинг "РЖД" и владельцы фитинговых платформ оказываются в менее выгодном положении, при этом грузопоток не растет. "Мы выступаем за более сбалансированный подход к тарифообразованию, который позволит создать равные условия для всех участников рынка", – отметил Алексей Радченко.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Гудок |
06.10.2025 |