27-05-25 / 2025
Новости отрасли
Контейнерам открыли перспективы

Доля контейнерных перевозок в России ниже, чем в других странах с развитой экономикой. Это связано с исторически сложившейся структурой номенклатуры перевозимых грузов. Однако уровень контейнеризации на сети растет, что позволяет прогнозировать устойчивый восходящий тренд в этом сегменте перевозок.

Уровень контейнеризации грузопотока на сети ОАО "РЖД" составляет 7%, рассказала генеральный директор АО "Институт экономики и развития транспорта" (ИЭРТ) Ирина Магнушевская на презентации дайджеста "Контейнеры", которая прошла в пятницу в редакции Издательского дома "Гудок". Это примерно вдвое ниже, чем средний уровень контейнеризации мировой торговли (13-14%), и намного меньше, чем в США (40%), Германии (32%) или Франции (22%).

Причины как невысокого уровня контейнеризации в целом по миру, так и сравнительно низких показателей в России, по словам главы ИЭРТ, одни и те же. Это доминирование в общем объеме перевозок массовых грузов – угля, нефти, железной руды.

При этом Ирина Магнушевская подчеркнула, что ряд ключевых для мировой торговли направлений практически полностью обеспечивается контейнерными перевозками. Например, между Китаем и странами Европейского союза их доля превышает 90% от общего объема отправок. В перспективе эксперт считает реальным для России достижение уровня в 40%.

ФАКТОРЫ РОСТА

Среди причин, которые могут привести к кратному увеличению контейнеризации перевозок по сети ОАО "РЖД", эксперты ИЭРТ отмечают ожидаемый рост контейнерных транспортировок в целом по миру. По факту в 2024 году было перевезено 183,2 млн ДФЭ, прогноз на текущий год составляет 195-200 млн ДФЭ, а в 2035 году ожидается 240-260 млн ДФЭ. То, что глобальные логистические операторы всерьез настроены оправдать этот прогноз, подтверждается статистикой судостроительной отрасли. С 2020 по 2023 год доля контейнеровозов в общем объеме выпуска судов выросла с 15% до 35%. Есть основания полагать, что по итогам 2024 года (окончательные результаты еще не подведены) она достигнет 37%.

Для холдинга "РЖД" прогнозные цифры на 2025 год – 8 млн ДФЭ, на 2035-й – 10-12 млн ДФЭ (в прошлом году показатель составил 7,9 млн ДФЭ). Основными факторами роста должны стать развитие логистической инфраструктуры за счет строительства новых и модернизации существующих терминалов, расширение номенклатуры контейнеризируемых грузов, цифровизация и внедрение Интернета вещей.

"В ОАО "РЖД" ежегодно поступают обращения от инвесторов о желании развивать терминальную логистическую инфраструктуру. К 2035 году дополнительный прирост объемов может составить до 64 млн тонн. Это подтверждает гипотезу о том, что инвесторы верят в развитие данного вида перевозок в Российской Федерации и участие в мировой торговле", – отметила Ирина Магнушевская. Так, за последние пять лет, по подсчетам экспертов ИЭРТ, в строительство ТЛЦ было вложено более 300 млрд руб. Еще 250 млрд руб., по прогнозам, отрасль получит до 2030 года.

ВОПРОСЫ С МЕСТ

После 2016 года начали активно развиваться контейнерные перевозки грузов, которые раньше перемещались другими видами подвижного состава (это черные металлы, удобрения, хлебные грузы, химическая продукция и лес). Технология перевозки контейнеров в полувагонах позволила оперативно разрешить проблему накопления импорта в портах Дальнего Востока, куда после введения санкций была перенаправлена большая часть грузопотока.

Представитель ООО "Атлант" Василий Сибагатулин поинтересовался, разрешено ли использование этой технологии не только на дальневосточном направлении. Запрета нет, заверили эксперты ИЭРТ. В частности, была упомянута инициатива компании "Логопер" по использованию для перевозки контейнеров порожних полувагонов, курсирующих по закольцованному маршруту между Казахстаном и Россией, с последующей перевалкой на фитинговые платформы в Астане.

Президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин поднял тему одного из возможных последствий увеличения контейнеризации. Если она будет достигаться не за счет прихода на сеть новых грузов, а вследствие перетока объемов с других видов подвижного состава, возникает риск появления избытка порожняка, например в секторе крытых вагонов. По словам Ирины Магнушевской, этот риск в ИЭРТ пока не просчитывался, однако в дальнейшем эксперты института намерены рассмотреть и его.


Источник Дата Наименование материала

Гудок

27.05.2025